2017 год, который так радужно рисовали в Минэнерго еще 5 лет назад, не принесет положительных новостей для автовладельцев: стоимость бензина, увы, будет только расти. И хотя в главном энергетическом ведомстве продолжают утверждать, что "модернизация НПЗ ведется полным ходом", игроки рынка не видят увеличения доли отечественного топлива. Но и преодоление импортозависимости не станет панацеей от всех бед.
Между тем, модернизация Павлодарского НХЗ обходится нашей стране в 697 миллионов долларов США, строительство комплекса по глубокой переработке нефти и газа на Атырауском НПЗ оценивается в 2 миллиарда долларов, реконструкция Шымкентского НПЗ – в 1,8 миллиарда долларов.
На эти средства планируется увеличить глубину переработки нефти с нынешних 51 до 88 процентов, довести качество нефтепродуктов до стандартов Евро-5 и полностью покрывать топливный рынок страны собственным топливом.
По сути, игрокам рынка не выгодно, чтобы Казахстан действительно преодолел импортозависимость на топливном рынке именно по вышеуказанной причине: где есть дефицит – вполне оправдано и повышение стоимости. На официальном уровне это уже давно проявляется в речах о грядущем профиците бензина с перечислением причин, почему в стране не выгодно строить четвертый НПЗ и экономических цепочек о том, что сырье в виде сырой нефти выгоднее и эффективнее транспортировать за рубеж, нежели готовое топливо.
Несмотря на номинальный перевод топливного рынка "в свободное плавание" (с прошлого года правительство страны отказалось от регулирования цен на социальные виды топлива), административный подход в этом вопросе присутствует. Власти продолжают сдерживать цены на бензин. Учитывая, что сегодня на российском рынке стоимость средней биржевой цены на бензин марки АИ-92 составляет 38,2 тысячи рублей за тонну, не сложно посчитать, что при текущем курсе доллара в Казахстане стоимость данного вида топлива на границе (без учета транспортировки и растаможки!) должна составить 153,6 тенге (1 тонна бензина – это 1330 литров для плотности в 750 кг/куб. м). Тогда как в столице цены на "пистолете" держатся на уровне 133-135 тенге за литр. А мы на 30-40 процентов зависим от поставок российского бензина.
"Остальные регионы, где доля транспортных расходов для импортного бензина более существенна, будут выживать за счет внутренних поставок топлива. Однако поставщики обещают завершить модернизацию НПЗ до конца 2017 года", — добавил Жанкалов.
Кроме того, следует учитывать отсутствие прозрачности на отечественном топливном рынке. "Белые пятна" топливной системы проявляются на всех ее этапах, начиная с самого первого шага, когда сырая нефть поставляется от месторождения на нефтебазу. Ее стоимость не фиксируется в документах, все определяется на основе договорных цен.
Как известно, сырье на НПЗ поставляется не по рыночной стоимости, а по так называемой "давальческой схеме", в соответствии с которой недропользователь, отгрузивший сырую нефть, забирает в качестве оплаты за сырье готовое топливо. Поэтому неудивительно, что пять поставщиков, снабжающих отечественные НПЗ сырьем (ТОО "Petrosan", АО "КазМунайГаз – Переработка Маркетинг", ТОО "Petroleum Operaiting", ТОО "Саутс-Ойл" и компания "Litasko SA") в итоге и увозят готовые нефтепродукты: около 90 процентов бензина, мазута и около 70 – дизельного топлива.
Таким образом, вопрос, почему в богатом нефтью Казахстане каждый год дорожает бензин – так и остается открытым и не поддающимся логическому объяснению. Действия топ-менеджеров, обещающих модернизацию НПЗ, больше напоминают действия мифической Пенелопы, которая днем ткала ковер, а ночью распускала его, чтобы так и не достичь своей цели.
Но, к сожалению, учитывая вышеперечисленную ситуацию, даже завершенная модернизация (давно обещанная и указываемая в качестве основных условий, которые могли бы априори позволить отойти от импортозависимости и как следствие – сдержать рост цен на топливном рынке) не принесет хороших вестей автовладельцам.
В условиях глобализации стоимость отечественного топлива будет рано или поздно приближаться к мировым.