Владимир Евсеев, заместитель директора Института стран СНГ – для Sputnik
В декабре Содружеству Независимых Государств исполняется 25 лет. Уже на протяжении долгого времени этой организации предсказывают полное забвение и уход в историческое прошлое. Тем не менее, СНГ продолжает существовать и, возможно, даже несколько усилит свои позиции в ближайшем будущем.
На принципе равноправия, на паритетной основе
Грузия в декабре 1993 года была принята в СНГ, но в августе 2008 года вышла из него по политическим причинам. Следует заметить, что в соответствии с Венской конвенцией от 1969 года Грузия остается страной-участницей 75 международных многосторонних соглашений, подписанных в рамках Содружества. В частности, продолжают действовать соглашения о свободной торговой зоне, правовом сотрудничестве в вопросах уголовного права и др. В Тбилиси по-прежнему готовы развивать дружественные и взаимовыгодные отношения в двустороннем формате с другими участниками СНГ "с соблюдением принципов территориальной целостности государств и с учетом двусторонних интересов".
Оборотной стороной этого процесса стало то, что внешнеполитические и экономические отношения с государствами – участниками Содружества стали больше строиться на двусторонней основе или в рамках крупных международных организаций: ООН, ОБСЕ, НАТО, МВФ, ВТО и др. А доминирующим направлением внешнеполитической стратегии большинства бывших союзных республик стала так называемая "многовекторность".
Во-вторых, позволило Туркменистану получить статус нейтрального государства.
В-третьих, инициировало процесс разноуровенной интеграции на постсоветском пространстве, причем не только в экономической сфере.
Оборона и безопасность
Так, в мае 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте Договор о коллективной безопасности (ДКБ). В сентябре следующего года к этому договору присоединились Азербайджан и Грузия, в декабре – Беларусь. То есть ДКБ подписали девять из одиннадцати государств СНГ.
В августе 1994 года по решению Совета глав государств СНГ в зоне грузино-абхазского конфликта сроком на шесть месяцев были размещены Коллективные силы СНГ по поддержанию мира (в количестве до 3 тысяч человек). В реальности срок их пребывания в зоне конфликта превысил 14 лет, что воспрепятствовало полномасштабному военному противостоянию Грузии и Абхазии.
На саммите Содружества в 2004 году в Астане было принято решение о создании Совета безопасности СНГ по борьбе с терроризмом. Помимо этого на основе соглашения десяти стран Содружества (кроме Азербайджана и Молдовы), подписанного в 1995 году в Алма-Ате, действует Объединенная система противовоздушной обороны (ПВО) государств СНГ. В 1997 году Грузия и Туркменистан фактически вышли из нее, а Узбекистан сотрудничает с Россией в сфере ПВО исключительно на двусторонней основе. Но это не мешает проведению на регулярной основе совместных учений в сфере ПВО.
Если говорить о перспективах СНГ, то нужно заметить, что сейчас военные структуры СНГ и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) частично дублируют друг друга. Учитывая продолжающуюся ориентацию Грузии, Молдовы (в политике этой республики возможны некоторые коррективы, если ее парламент в ближайшее время качественно изменится) и Украины на Запад, а также сохранение нейтрального статуса Туркменистана, по-видимому, следует ожидать ослабления военных структур Содружества. Вместо них будут действовать аналогичные структуры ОДКБ.
Подвижная интеграционная геометрия
В основу Концепции экономического интеграционного развития Содружества Независимых Государств (принята в 1997 году) был положен принцип «подвижной геометрии» многоуровневого и разноскоростного сотрудничества. Это позволяло создать общее экономическое пространство, включая зону свободной торговли, платежный союз, таможенный союз и общее научно-технологическое пространство. Однако на практике в рамках СНГ это реализовать не удалось ввиду аморфности и безрезультативности сотрудничества по отдельным направлениям.
В качестве выхода из создавшейся ситуации президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил на базе Содружества создать Евразийский союз, с более конкретными общими целями. Эффективность деятельности ЕАЭС существенно выше, чем у СНГ. Но он объединяет менее половины государств – участников Содружества. Следовательно, остается потребность в сохранении площадки для разрешения экономических проблем. С этой точки зрения, замены СНГ все еще не предвидится.
Серьезным испытанием для СНГ стал украинский кризис, который сопровождается значительным ухудшением экономических связей между Российской Федерацией и Украиной. Но исключительно западный вектор в виде ассоциации с ЕС не принес Киеву экономического благополучия (как и Тбилиси и Кишиневу). В таких условиях именно СНГ удерживает Украину в орбите постсоветского пространства, поэтому можно ожидать активизации деятельности Киева в этой организации (на фоне прихода к власти новой американской администрации).
В рамках председательства России планируется направить основные усилия на развитие Содружества как региональной межгосударственной организации, повышение его авторитета на мировой арене, на дальнейшую координацию внешнеполитической деятельности государств – участников СНГ.
Помимо этого в рамках Содружества будут осуществляться согласованные действия по повышению эффективности исполнительных органов, адаптации механизмов сотрудничества в СНГ к современным реалиям интеграционного развития, обеспечению политической поддержки разноуровневых интеграционных процессов, развитию сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и другими угрозами для государств – участников Содружества, а также расширению культурно-гуманитарного взаимодействия.
Выполнение этих задач позволит Содружеству качественно обновиться, чтобы соответствовать нынешним как региональным, так и глобальным реалиям. Но это требует серьезной поддержки со стороны всех государств – участников СНГ.
СНГ не исчерпало свой потенциал, а предстоящее российское председательство в этой организации создаст хорошие возможности как для укрепления Содружества, так и усиления на этом пространстве разноуровенных интеграционных процессов (в первую очередь, в рамках ЕАЭС и ОДКБ).