АСТАНА, 28 ноя – Sputnik. К 2025 году у первого осужденного к пожизненно-лишенному свободы (ПЛС) в Казахстане появится возможность выйти по условно-досрочному освобождению (УДО), передает корреспондент Sputnik Казахстан.
Проведенный анализ показал, что наибольшее число приговоренных к пожизненному лишению свободы – это лица в возрасте от 30 до 50 лет. Заметно меньше осужденных в возрасте 18-25 лет. Как проинформировал Шамбилов, в рамках реализации проекта PRI было проведено анкетирование осужденных с участием национальных экспертов, а также сотрудников международной тюремной реформы в учреждении УК 167/3 "Черный беркут" в городе Житикаре. Так, согласно представленным данным, из 126 человек 34 осужденных не имеют права на условно-досрочное освобождение.
"Он адекватный, но, вы понимаете, что за лет пять до этого его нужно перевести (его) на нормальные условия содержания для адаптации. Но возможность УДО не говорит, что освободят. Как показывает практика, хоть будет администрация ходатайствовать, хоть характеристика будет хорошая, тяжесть преступления будет перевешивать. Я уверен, что первый раз (прошение об УДО – прим. авт.) ему откажут и только через три года он сможет подать повторно. У него там целый "букет" (статей – прим. авт.), как сейчас говорят, но там убийство четырех человек, потом подельника убил, но совершал не сразу", — сказал Мирошниченко в беседе с журналистами.
По его словам, в нашем законодательстве на протяжении всех 25 лет человек должен содержаться в камере, однако такие условия приводят к деградации человека. В то же время по существующим инструкциям уголовно-исполнительный кодекс предусматривает все права таких осужденных на получение профессионального образования, необходимой медицинской и другой помощи.
"На деле не предусмотрен вывоз осужденных за пределы учреждения. Если из тех 25 человек, которые я в свое время принимал первыми, уже, как мы слышали, восемь человек стоят на учете у психиатра. И это мягко сказано: "стоят", там активная фаза, у одного, не буду говорить кого, человек — полный дегенерат, его нельзя никуда направить из этих соображений. Есть ведь учреждения, в том же Актасе, где содержатся точно такие же люди и даже страшнее преступления есть. В том числе людоеды, у которых по 15 трупов, но они могут содержаться там. Сейчас это проблема для заключенных и людей, работающих в этом учреждении. Они не знают, что с ними делать", — пояснил Мирошниченко.
Эксперт напомнил, что приговоренные к пожизненному лишению свободы имеют право на УДО, если суд признает это необходимым и если лицо фактически отбыло не менее 25 лет лишения свободы.
"Сразу вырисовываются две вещи. Очень большой срок. Почему бы его не пересмотреть и не сделать пониже, если останется пожизненное лишение свободы в качестве исключительного вида уголовного наказания. Во-вторых, пожизненное лишение свободы может быть заменено, написано в уголовном кодексе, на определенный срок. Но ни минимальный, ни максимальный сроки такого лишения свободы нашим уголовным кодексом не предусмотрены… это, как минимум, 20 лет, если в порядке помилования надо заменить пожизненное лишение свободы такому осужденному", — пояснил он.
Поэтому, по его словам, нужно установить минимальные и максимальные сроки, чтобы человек знал, на что рассчитывать в случае замены пожизненного лишения свободы. Смертная казнь, по его мнению, также должна иметь альтернативу в виде определенного срока лишения свободы.
Президент Казахстана в 2003 году подписал указ о введении в стране моратория на смертную казнь. Указ приостановил исполнение всех приговоров о смертной казни, но не запрещает судам выносить приговоры о назначении смертной казни. В качестве альтернативного наказания в Казахстане с 2004 года введено пожизненное лишение свободы.