АСТАНА, 21 ноя – Sputnik, Юлия Кузнецова. Модная индустрия Казахстана – словосочетание, недавно еще резавшее слух, теперь звучит гармонично и даже гордо. Корреспондент Sputnik Казахстан поговорил с известной телеведущей и фэшн-продюсером Динарой Сатжан, которая сейчас уже прочно ассоциируется со столичным миром моды и красоты.
- Динара, на ваш взгляд, какое будущее у модной индустрии Казахстана?
— Большое! Через несколько лет каждый третий будет дизайнером. Шутка. Фэшн-бизнес такой же молодой, как и наша страна. Но только мы растем без господдержки, самостоятельно. Лично я пришла к своему делу (шоу-рум с нарядами казахстанских дизайнеров) 7 лет назад. А главная площадка моды Kazakhstan Fashion Week работает уже 12 лет. Сегодня у нас есть свои дизайнеры, которых модно "носить": Aida KaumeNOVA, Aigul Kassymova, Jaka Fashion, Salta, Naiyl Baikuchukov, Ainur Turisbek, Bibisara. Они смело конкурируют с европейской одеждой и часто выигрывают благодаря интересным дизайнерским решениям и цене. Моя любовь к казахстанской моде началась с эфирного костюма от Aida KaumeNOVA, а бизнес нужно начинать с любви!
- На примере этого бренда, не думаете ли вы, что цены на национальный продукт довольно высокие?
— Качественные дизайнерские вещи априори не могут стоить 5 тысяч тенге. Простое платье-футляр можно купить везде и в торговом центре, и на базаре. А вещь, которая шьется в линейке пяти размеров, где гармонично переплетаются бархат, шелк и кашемир с интересным кроем всегда будет дороже 100 долларов. Везде, и даже в Китае.
- Как, по-вашему, правильно заниматься продвижением наших дизайнеров? Конкурировать с европейскими брендами сложно. Промо Gucci во всех глянцевых журналах, поэтому и продавать в Казахстане проще, а как вы себя рекламируете?
— Нас продвигает народ, который носит одежду казахстанских дизайнеров. И, конечно же, звезды! Приведу пример: Анна Седокова приобрела платье у Наиля Байкучукова и к нам стали поступать заказы из России и Украины. Если женщине понравится платье на другой женщине, она его из-под земли достанет. Плюс социальные сети — это мощный инструмент маркетинга.
- А известные модницы Instagram? Они могут влиять на продажи?
— В общей массе да, но люди не дураки. Понятно же, что все это дается в подарок. Это как известное платье в сеточку в Instagram — ожидание и реальность. Люди один раз поверят, купят, а потом могут и разочароваться. Для меня качество — самый главный критерий.
- Как молодому дизайнеру попасть к вам в шоу-рум?
— Молодой и талантливый Наиль Байкучуков однажды сам нашел меня и у нас получилось. Я так же влюбилась в его вечерние наряды, как когда-то полюбила одежду Аиды Кауменовой. Если я влюблюсь, двери открыты!
- Сколько нужно денег, чтобы создать свой бренд?
— Не так уж и много. Поэтому у нас через 5-10 лет дизайнеров будет больше, чем юристов. Цех, оборудование, швеи, конструкторы, ткани — все это самое несложное. Гораздо труднее — идея и талант создавать интересные вещи, а талантливых у нас мало. Зато амбициозных много, к сожалению.
- Швеи и конструкторы на рынке есть?
— Есть, но 80% — самоучки. Поэтому мы с Наилем сейчас запускаем обучающие курсы. Хотим сами вырастить для себя и рынка профессиональных конструкторов, швей, декораторов, технологов.
- Мне кажется, вас уже больше ассоциируют не с телевидением, а фэшн-бизнесом, вы это чувствуете?
— Да, конечно. Телевидение для меня сейчас — это мои социальные сети. Я в эфире каждый день по нескольку раз. При этом люди могут писать комментарии, и ты видишь реальную статистику. Телевизор сейчас заменили смартфоны. Наступило новое время. А дальше будет еще интереснее.
- Последний вопрос насчет экспорта: есть у наших дизайнеров перспектива выйти на другие рынки?
— Мечтаю об этом! А если есть мечта, значит, должна быть и ее реализация! Я верю в наших дизайнеров, верю, что мы делаем интересный продукт и уверена, что наши бренды станут такими же известными, как Dior и Chanel! Я уж постараюсь!