АСТАНА, 27 окт — Sputnik, Мария Шелудякова. Имеют ли журналисты право называть террористическую организацию, которая противопоставляет себя всему исламскому сообществу, "Исламским государством"? Ведущие исламоведы и мусульманские духовные деятели уверены, что такая формулировка только сбивает с толку.
Радикалы используют практику такфира (обвинение в неверии – ред.), пытаясь внести смуту в ряды мусульман. Но, как подчеркнули эксперты, ислам – пример уважения к другим религиям и другим верованиям, и об этом надо напоминать в СМИ.
Столпом должен оставаться традиционный ислам, причем ориентация на традицию не обозначает абсолютного единообразия в понимании исламских ценностей, подчеркнули религиоведы.
Как уберечь молодежь
Ясности можно добиться только при одном условии – необходимо называть вещи своими именами: ваххабитов ваххабитами, экстремистов экстремистами, террористов террористами.
Исламоведы соглашаются, что нельзя употреблять выражение "исламский экстремизм", так как и среди представителей других религий есть преступники, однако о христианском или же буддистском экстремизме мы не слышим по радио или телевидению. В традиционном исламе нет экстремизма и терроризма – это религия мира и добра.
Более того, неправильно называть экстремистов джихадистами, потому что джихад значит "усилие" (понятие в исламе, означающее усердие на пути Аллаха, борьба за веру, – ред.). Джихад подразумевает следование традиционным нормам ислама. По отношению к террористам это слово употреблять нельзя, в ином случае признается истинность их пути.
В настоящее время повсеместно распространяется ваххабизм. Последователи этого религиозно-политического течения в исламе называют себя салафитами, и это также неправильно. Салафиты, начиная с пророка Мухаммеда и его сподвижников, которые жили в первые три столетия нашей эры – праведные люди, говорят, исламоведы, ваххабитов же можно называть только псевдосалафитами.
"Никто не отрицает, что внутри ислама разногласия всегда есть и будут. Однако настоящие проблемы возникают вместе с порождением сект, называющих других мусульман неверными, – сказал муфтий Чечни Салах-хаджи Межиев. – Сейчас как никогда крайне важно созидательное единство".
Мусульманские духовные деятели указали на отсутствие информационных ресурсов, которые доносили бы мусульманские ценности созидательного характера. Взрыв или массовое убийство – информационный повод, на который все СМИ обращают внимание, но об истинных ценностях ислама, к сожалению, не принято писать, констатировали эксперты.