АСТАНА, 18 окт — Sputnik. Премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев возмущен тем фактом, что руководители местных исполнительных органов некоторых населенных пунктов вынуждены собственноручно собирать деньги за водоснабжение.
Возмущение главы кабмина было высказано на заседании правительства во вторник, во время рассмотрения вопроса по обеспечению населенных пунктов централизованным водоснабжением. Главной проблемой которого, как, впрочем, и в любой другой сфере, является процесс возврата вложенных в сеть средств: по сведениям премьера, в некоторых населенных пунктах этот процесс дошел до полного абсурда.
"Мы уже дошли до того, что некоторые руководители малых городов своими ногами ходят, деньги собирают, это нехорошо", — констатировал Сагинтаев. И предположил, что аким, собирающий сегодня деньги за коммунальщиков, завтра будет за них же махать метлой на улицах своего городка.
"Мы уровень акиматов опускаем, уже не знаю до чего!", — развел он руками.
Акимам при этом не позавидуешь: с одной стороны, начальство явно иронизировало насчет перспективы их танцев с метлой, с другой — со стороны Сагинтаева поступило прямое указание "учет навести, порядок навести и собираемость увеличить". Исходя из практики казахстанской глубинки, у регионов явно возникал вопрос: ну, и как тут без собственноручно управляемой метлы-то?!
Метлу — частнику в руки!
"Как" попытался объяснить регионам министр национальной экономики Куандык Бишимбаев, по словам которого, анализ международного опыта развития сектора водоснабжения и водоотведения показал эффективность участия в нем частного капитала. Причем не только в вопросе построения сетей водоснабжения, но и в дальнейшем управлении этими сетями, включая актуализированный премьером вопрос сбора денег.
"У нас внедрены механизмы по привлечению займов международных финансовых организаций и финансовых организаций, которые стимулируют привлечение внебюджетных средств в развитие системы водоснабжения", — напомнил Бишимбаев. По его сведениям, на сегодняшний день совместно с международными финорганизациями реализуются проекты на сумму 17,9 миллиарда тенге, из которых МФО дали 9,4 миллиарда тенге.
"Следует отметить, что проекты, реализуемые за счет привлечения займов ЕБРР и софинансирования из Нацфонда, как коммунальными так и частными водоканалами, показывают, что такие проекты могут обойтись без прямого финансирования из государственного бюджета", — подчеркнул глава миннацэкономики. Подразумевая, что в таких проектах государство может отсутствовать не только как кредитор на строительство, но и как сборщик за потребленную воду.
Позже это было подтверждено министром впрямую. "Сектор сельского водоснабжения не является инвестиционно-привлекательным для частного капитала, на что влияют такие факторы, как отдаленность сел друг от друга, численность населения и высокая себестоимость оказываемых услуг", — сказал Бишимбаев. По его словам, по состоянию на 1 октября этого года из 6 тысяч 670 сельских населенных пунктов обеспечены централизованным водоснабжением только чуть более 3,6 тысячи аулов. То есть чуть больше половины.
"Из оставшихся не обеспеченных 3 тысяч сел в 2 294 селах проживает менее 500 человек, — констатировал он. — Такая плотность населения, соответственно, недостаточна для создания экономически обоснованных и финансово доступных централизованных систем водоснабжения и водоотведения".
Разумеется, малое количество потребителей влияет и на размер тарифа. "В результате на большей части территории Казахстана услуги водоснабжения и водоотведения предоставляются на основе индивидуального самоснабжения", — отметил Бишимбаев.
Водоканалы, сливайся!
Выходы из этого системного замкнутого кольца (жить на селе народ не хочет в том числе и потому, что там не всегда есть централизованное водоснабжение, а централизованное водоснабжение там иногда отсутствует потому, что народа не хватает) миннацэкономики озвучило тут же.
"Во-первых, для рационализации управления сельскими водоканалами, "подвешенными" к групповым водоводам, предлагается рассмотреть их передачу в единое управление РГП "Казводхоз", — сказал Бишимбаев. — Во-вторых, в целях оптимизации расходов на содержание "разрозненных" водоканалов, целесообразно рассмотреть возможность укрупнения операторов водоснабжения, в том числе путем присоединения сельских водоканалов к более крупным — водоканалам, обслуживающим областные центры и другие крупные населенные пункты", — добавил он.
Помимо этого, акиматам было рекомендовано внимательно проанализировать перспективность развития сел с населением до 500 человек и эффективность обеспечения централизованным водоснабжением.
"Например, Терсаканский групповой водовод, построенный в Костанайской области за 919,5 миллиона тенге, с утвержденным тарифом для населения 3992,5 тенге за кубометр при заявленном тарифе 18 тысяч 804,8 тенге, обслуживает три села с охватом населения в 641 человека, в то время как в Костанае тариф составляет 98 тенге за кубометр, — сказал глава миннацэкономики. — В этой связи считаем целесообразным пересмотреть критерии по отбору проектов водоснабжения на основе анализа отдаленности СНП, численности населения и экономической целесообразности". Таким образом министр дал понять, что населению упомянутых трех сел легче скважину в земле пробурить, чем платить по такому тарифу.
Выступивший вслед за министром председатель правления Банка Развития Казахстана Болат Жамишев отметил, что в сфере водообеспечения государство не может все пускать на частный самотек, а потому выразил готовность своей структуры соучаствовать в финансировании проектов государственно-частного партнерства в этой сфере.
"Банком принято решение инвестирования таких проектов через покупку облигаций, — пояснил он механизм соучастия. — Поскольку требуется все время и строительство новых линий водообеспечения и водоотведения под ввод нового жилья, строительство новых сетей должно идти за счет бюджетных средств. Но, когда формируются ГЧП-проекты по водообеспечению и водоотведению, мне представляется, что это должно быть через создание управляющей компании. Управляющая компания должна иметь соответствующую инвестиционную программу, а также частично участвовать собственными деньгами в реализации этих проектов".
Он подчеркнул, что БРК готов внести свою лепту и в возврат таких кредитов для конечного потребителя за счет того, чтобы они выдались в тенге, поскольку "валютные риски не позволяют закладывать средства в систему, которая очень чувствительна к тарифам". "Я бы предложил акимам начать прорабатывать эти вопросы с ГЧП-центром при министерстве национальной экономики, который имеет соответствующую компетенцию. Такая же компетенция развивается в рамках холдинга "Байтерек". И та, и другая организации нуждаются в поддержке. Мы готовы во всем этом участвовать", — заверил Жамишев.
Перед "сливайсь!" семь раз отмерь
Премьер-министр, выслушав эти предложения, решил, что торопиться с укрупнением сети сельских водоводов не стоит, не проанализировав этот вопрос и не обсудив его с акиматами.
"По эксплуатации надо будет посмотреть, в одном случае "Казводхоз" обслуживает, в другом случае частники там работают, в третьем — коммунальные предприятия работают. Надо будет проанализировать, посоветоваться с акимами, что лучше: в одни руки передать, а, возможно, лучше будет оставить как сейчас. Но при этом посмотреть на эффективность", — обратился Сагинтаев к министру национальной экономики.
А потом вернулся к тарифной политике, но не с точки зрения ее подъемности для потребителей, а точки зрения выживания водоканалов. "Если мы посмотрим по водоотведению, то в Таразе всего 8 тенге водоотведение тариф; ну, с 8 тенге что можно сделать? Какой ремонт вообще можно сделать, еле, наверное, хватает на заработную плату. Здесь, наверное, надо посмотреть", — заключил премьер. Найдя, таким образом, для акимов занятия — альтернативы метле…