В октябре этого года в Казахстане появилось отдельное министерство оборонной и аэрокосмической промышленности, руководителем которого стал экс-аким Южно-Казахстанской области Бейбут Атамкулов. Sputnik Казахстан пытается разобраться, для чего, собственно, новое ведомство было создано.
В указе президента страны Нурсултана Назарбаева от 6 октября нынешнего года ответ на последний вопрос звучит так: "Определить основными направлениями деятельности министерства реализацию государственной политики в области оборонной, аэрокосмической и электронной промышленности, информационной безопасности в сфере информатизации и связи (кибербезопасности), мобилизационной подготовки и мобилизации, формирование и развитие государственного материального резерва, участие в проведении единой военно-технической политики и военно-технического сотрудничества, руководство в области формирования, размещения и выполнения оборонного заказа".
"Казахстан Инжиниринг": старый акционер устроит всех
Однако на официальном сайте "Казахстан Инжиниринг", который объединяет 24 производственных предприятия, единственным акционером по-прежнему значится Фонд национального благосостояния. И с большой долей вероятности так и будет далее значиться.
Во-первых, потому что власти Казахстана объявили курс на разгосударствление всего и вся в экономике и, с точки зрения этого общего курса партии и правительства, не совсем логично будет передавать часть производства в прямое подчинение государственному органу. На возражения о том, что ВПК — это отдельный сегмент рынка, живущий по специфическим правилам, требующим государственного надзора в большей степени, чем вся остальная экономика, есть довод о том, что квазигосударственное образование в лице "Самрук-Казына" до сих пор с хранением госсекретов "Казахстан Инжиниринга" вполне успешно справлялось, и оснований полагать, что со сменой кураторов отрасли перестанет справляться с этой задачей, пока нет.
В-третьих, в структуре холдинга есть совместные предприятия ("Еврокоптер Казахстан", к примеру), в которых "Казахстан Инжиниринг" является совладельцем, и морока по объяснению иностранным партнерам, почему государственный акционер должен сменить квазигосударственного, никому, в общем-то, не нужна.
Исходя из этого, можно предположить, что новое министерство создается не под руководство операционной деятельностью военно-промышленного комплекса, а под руководство финансовыми потоками, которое государство в этот самый комплекс намерено вливать. А эти финансовые потоки, соответственно, переориентируют существующие предприятия на выпуск той продукции, за которую государство готово платить. Или заставят холдинг создавать новые активы, ориентированные на государственный оборонный заказ, если он, конечно, хочет получать побольше денег из бюджета, а не смотреть, как они утекают за рубеж к иностранным партнерам.
"Казкосмос" также останется на прежней орбите
Однако опять же, в некоторых совместных проектах нацкомпании сидят иностранцы (EADS Astrium, к примеру, в проекте по созданию сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов), которые могут выразить недоумение попытками вмешиваться в операционную деятельность софинансируемых ими проектов. В особенности, учитывая то, что правила игры по этим проектам были прописаны давным-давно, а аэрокосмическая отрасль требует стабильности в большей степени, чем какая-либо другая.
Есть заказчик — государство — в лице, прежде всего, министерства обороны, а также иных ведомств, использующих продукцию ВПК и продукты / услуги аэрокосмической отрасли. Есть представляющий интересы этого заказчика орган — миноборонпром, который должен четко контролировать исполнение всех аспектов этого заказа, есть исполнители-получатели бюджетных денег в рамках оборонного заказа, скорее всего, именно через этот орган, а не через кучу иных министерств.
Такая схема, кстати, удобна в случае необходимости урезания расходов на ВПК и аэрокосмическую отрасль: во-первых, вся информация о расходах содержится в одном месте и ее не надо собирать по куче министерств и ведомств. Во-вторых, этот орган автоматически становится третейским судьей, который сам решает, в какой части военно-аэрокосмический бюджет стоит урезать, а в какой сохранить, без споров между ведомствами. В идеале, как представляется нашему агентству, схема деятельности нового министерства в ее основных направлениях должна выглядеть примерно так; насколько это соответствует действительности, увидим достаточно скоро.