АСТАНА, 10 окт — Sputnik. Угроза терактов в Кыргызстане, о которой сообщили дипломатические представительства США и Великобритании, может быть связана с рядом факторов, которые имеют как внешнее, так и внутреннее происхождение, сказала в интервью Sputnik Казахстан руководитель Центральноазиатского института стратегических исследований Анна Гусарова.
Посольство Великобритании в Кыргызстане сообщило, что в октябре растет угроза терактов, возможны похищения людей и захват в качестве заложников представителей властей Кыргызстана и иностранных дипломатов. Несмотря на отсутствие информации об угрозе для британских подданных, посольство рекомендует согражданам быть бдительнее в общественных местах, держаться подальше от массовых скоплений людей и следовать инструкциям правоохранительных органов и властей. Ранее аналогичное предупреждение появилось на сайте диппредставительства США в Кыргызстане.
Вектор угроз
"Первый — внутренний. Не стоит исключать политическую активность страны, в частности, предстоящий референдум и, как следствие, активно обсуждаемые обществом поправки к Конституции в связи с этим", — отметила эксперт.
Во-вторых, на уровень террористической угрозы в стране влияет внешний фактор. Речь, по словам Гусаровой, прежде всего, идет об активизации деятельности криминальных и радикальных ячеек в стране и во всей Центральной Азии, включая Афганистан.
"Не секрет, что в последнее время мы все чаще говорим о центральнозиатах, вовлеченных в деятельность различных террористических группировок, включая ИГИЛ, ИДУ (Исламское движение Узбекистана), Аль-Каиду, ИДВТ (Исламское движение Восточного Туркестана) и пр. Очевидное ухудшение ситуации в области безопасности напрямую связано с общерегиональными и мировыми трендами радикализации общества и, как следствие, усилением государственных мер по борьбе с терроризмом", — отметила эксперт.
Как оказалось, превентивные меры — это самое слабое звено во всей системе борьбы с терроризмом, и здесь очень важна слаженная работа профильных ведомств, координация усилий со всеми участниками, включая межгосударственное сотрудничество, добавила она.
Руководитель Центральноазиатского института стратегических исследований обратила внимание, что в сообщениях посольств говорится об угрозе похищения и захвата заложников, которые могут быть направлены против властей и/или иностранных дипломатических работников, однако остается непонятным, кто конкретно может выступать целью террористов.
"Однако очевидно, что заявления двух посольств основаны на конкретных данных. И логично ожидать так называемых афтершоков, которые зачастую могут иметь место быть, если службы безопасности полностью не отработают по инциденту. Другое дело, если есть конкретная информация цель, возможность и средство, почему не попытаться предотвратить готовящийся теракт, отработать полученную информацию и проанализировать ситуацию?", — добавила она.
Разные школы
"Цели и средства осуществления акций разные, впрочем, как и исполнители. Если в Казахстане это легкое стрелковое оружие, местные ячейки и органы правопорядка, то в Кыргызстане речь идет о подрывах (смертник — это принципиально новый элемент, ранее не характерный для центральноазиатского региона), похищениях и захвате заложников, иностранных гражданах и органах власти как цели, а также вовлечении представителей других государств как для подготовки, так и осуществления теракта", — рассказала эксперт.
Кроме того она отметила, что налицо тенденция сращивания криминалитета с радикальными группировками и террористическими организациями.