АСТАНА, 5 окт – Sputnik. Министр внутренних дел Калмуханбет Касымов обеспокоен ростом уличной и подростковой преступности на фоне снижения тяжких и особо тяжких преступлений в стране.
На заседании правительства Казахстана в среду глава МВД огласил официальную статистику по криминогенной ситуации в стране, которая отразила общеизвестную, в общем-то, тенденцию: как только властям той или иной страны удается снизить долю крупного криминалитета, тут же на освободившееся место приходят карманники, квартирные воры и уличная шпана.
Зато на 8% за это же время выросла уличная преступность, причем число фактов такой категории преступности в общественных местах увеличилось на 15%. Примерно тот же самый мелкоуголовный контингент дает и 60% всех преступлений, совершаемых в стране – краж сотовых телефонов, хищений из автомобилей и карманных краж. Рост этих преступлений отмечается в девяти регионах, наибольший — в Алматы, в Восточно-Казахстанской, Южно-Казахстанской, Карагандинской и Жамбылской областях, а также – в Астане. Что для МВД является особенно болезненным вопросом – если шпану не удается приструнить даже в столице, чего требовать от регионов?
Как приструнить шпану?
Сам министр признает, что просто наводнить улицы крупных городов страны и столицы – в частности, людьми в полицейской форме – это не выход. "Практика свидетельствует, что в этих и других регионах наши традиционные формы несения службы — это пешие, автопатрульные, стационарные посты, не всегда дают желаемый результат, — заявил Калмуханбет Касымов. — Поэтому механизм охраны порядка на улице и в других общественных местах требует постоянного совершенствования. Сегодня эта работа немыслима без развития системы видеонаблюдения. А их у нас на улице городов три тысячи установок. Крайне малочисленны они в Алматы, Актобе, Кокшетау, Павлодаре, Уральске. Для нашей страны это ничтожно мало. Но даже с их помощью немало пресекается правонарушений и раскрывается преступлений", — подчеркнул он.
"Рост преступлений, совершенных ранее судимыми лицами, отмечается в каждом регионе, — заметил в связи с этим Касымов - Наибольшее количество таких преступлений отмечается в Атырауской, Акмолинской, Кызылординской, Алматинской, Жамбылской и Актюбинской областях. Эту задачу мы не решим силами одних участковых инспекторов, поэтому полагаю, что на заседаниях региональных комиссий по профилактике рассмотреть и наметить меры по решению комплекса вопросов, связанных с социальной адаптацией и трудоустройством лиц, вернувшихся из мест лишения свободы", — отметил он.
А потом от рецидивистов перешел к несовершеннолетним нарушителям закона, поскольку "несмотря на принимаемые меры, криминализация подростковой среды все же продолжается". "Совершаются ими не только кражи и хулиганство, но и убийства, грабежи, разбои и другие тяжкие преступления. На протяжении последних пяти лет преступность среди несовершеннолетних устойчиво снижалось, а в текущем же году она выросла на 11%. При этом эта тенденция характерна для 11 регионов нашей страны. Наибольший и значительный рост отмечается в Астане, Атырауской, Алматинской и Павлодарской областях", — констатировал глава МВД.
По его сведениям, под контролем подразделений по делам несовершеннолетних находятся порядка 11 тысяч подростков и свыше 12 тысяч неблагополучных семей, в которых проживает более 16 тысяч детей. Однако ж рост подросткового криминала (который, кстати, является одним из основных "ручейков", питающих данные по уличной преступности) это не останавливает.
Отпустите госслужащих к детям!
Свое мнение относительно последней проблемы изложил министр образования и науки Ерлан Сагадиев – по его мнению, в стране снижена ответственность родителей за воспитание детей, и это главная причина роста подростковой преступности. "Так как родители постоянно находятся на работе, у них не остается времени на воспитание детей. Среди них есть и много госслужащих. В настоящее время в родительских собраниях участвуют всего 10-15% родителей от общего числа. По нашим расчетам, за 11 лет 50% родителей вообще не приходили в школы", — заявил глава МОН.
Неизвестно, какие еще секреты Полишинеля раскрыли бы наши чиновники, если бы инициативу в свои руки не взял премьер-министр Бакытжан Сагинтаев. Который здраво рассудил, что слушать центр, у которого всегда виноваты регионы – это одно, неплохо было бы и эти самые регионы заслушивать. "Мы никогда не заслушивали начальников ДВД (департаментов внутренних дел – прим. ред.), пусть придут сюда доложат, что делается начальником ДВД. Сейчас местная полиция есть — пусть местная полиция придет сюда и расскажет, доложит о той работе, которую они выполняют", — сказал Сагинтаев.
И напомнил главе МВД, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в качестве борьбы с уличной преступностью ему уже приводил Нью-Йорк. "Недавно я читал, есть мобильные приложения, где указан не просто город или область, а каждый район Нью-Йорка — где выше преступность, где ниже. Этим приложением активно пользуется бизнес. К примеру, гостиницы в своих рекламных целях указывают, что гостиница находится в таком-то районе Нью-Йорка и уровень преступности там совсем на нуле, туристы все идут туда", — дал он понять министру, что на борьбу со шпаной можно переориентировать и бизнес.
Ну, а чтобы уроки Нью-Йорка пошли впрок и были зафиксированы, премьер поручил МВД совместно с местными исполнительными органами подготовить комплексный план по профилактике правонарушений на три года в срок до 1 декабря этого года. Дав понять, что хочет видеть в этом плане упор на работу по взаимодействию с населением и гражданским обществом.