АСТАНА, 4 окт Sputnik, Марат Елеусизов. Темой очередного казахстанско-российского форума межрегионального сотрудничества, который пройдет во вторник в Астане, является "Развитие транспортно-логистического потенциала Евразийского пространства". Некоторые эксперты отмечают, что эта тема в отношениях двух стран является не самой простой и на форуме могут подниматься и проблемные вопросы.
На уровне регионов
Стратегические программы принимаются в столицах, а практические вопросы эффективнее решаются на местах — такое мнение легло в основу практики проведения форумов межрегионального сотрудничества, которые проходят поочередно в Казахстане и России с 2003 года. В текущем году очередь выступать принимающей стороной перешла к Казахстану, и вопреки традиции форум пройдет не в одном из регионов, а в столице республики.
По информации российской стороны, тесные контакты с казахстанскими партнёрами поддерживают 76 из 85 субъектов Российской Федерации. Для многих из них Казахстан является крупнейшим внешнеэкономическим рынком. Лидируют в этом направлении Татарстан, Свердловская, Челябинская, Оренбургская области. У каждого из этих российских регионов товарооборот с Казахстаном превышает 1 миллиард долларов США.
Открывая прошлогодний форум, который состоялся в Сочи и был посвящен сотрудничеству в агропромышленном комплексе, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев напомнил, что с 2003 года, когда в Омске состоялась первая встреча в этом формате, двусторонний товарооборот вырос более чем в шесть раз до 26,5 миллиарда долларов в 2013 году, а объём прямых российских инвестиций в экономику Казахстана увеличился в 10 раз. За прошедшие годы создано более 11 тысяч совместных предприятий, подписано порядка 300 межрегиональных соглашений о взаимодействии и сотрудничестве.
Монетизация потенциала
Географическое положение Казахстана и России делает естественным желание руководства двух стран с максимальной выгодой использовать имеющийся транзитный потенциал. Одним из крупных проектов в этой сфере является создание совместно с Китаем транснационального транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай.
Известно, что на китайском участке коридора строительные работы уже полностью завершены, в Казахстане они близки к завершению, тогда как на территории России планы по строительству нескольких участков отложены на будущие годы. Казахстанская сторона ранее уже обращалась к Москве с просьбой укорить строительство для максимально скорого введения транспортного коридора в эксплуатацию. По мнению казахстанского политолога, представителя Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марата Шибутова, этот вопрос станет одним из ключевых на предстоящем форуме.
"На самом деле, форум посвящен двум простым вещам — когда Россия начнет, наконец, строить свою часть автомагистрали "Западная Европа — Западный Китай", и пустят ли маршруты с запада на восток российские перевозчики через Казахстан. Это важный вопрос для Казахстана, потому что нам важно окупать затраты на строительство автомагистрали и затраты в рамках программы "Нурлы жол" по развитию инфраструктуры", — сказал Шибутов агентству Sputnik.
В свою очередь руководитель общественного Фонда "Мир Евразии", политолог Эдуард Полетаев напомнил, что определенные сложности со строительством российского участка автомагистрали связаны с тем, что "в ряде мест российская дорога пройдет по новому маршруту, где раньше вообще не было сообщения", тогда как Казахстан строил свой участок на базе ранее имевшихся автодорог.
"Вопросы развития транспортного логистического потенциала наших стран в интеграционной повестке приоритетный характер уже второй год носят, с тех пор как появилась китайская инициатива Нового Шелкового пути, и политики заговорили о том, что было бы неплохо совместить эти проекты, и сам формат Евразийского экономического союза во многом способствует сопряжению этих проектов", — отметил Полетаев в беседе со Sputnik.
"И это, конечно, мешает развитию сотрудничества, транспортную инфраструктуру нужно модернизировать, и об этом тоже, на мой взгляд, речь будет идти на форуме", — добавил он.
Марат Шибутов считает одной из приоритетных задач создание условий, при которых российские грузоперевозчики могли бы эффективно использовать транзит через Казахстан при доставке грузов из одного региона РФ в другой. "Просто надо, чтобы перевозчик из Астрахани ехал через нас в Барнаул, а не делал крюк через свою территорию — вот что для нас важно", — подчеркнул эксперт.
Полетаев полагает, что участники форума затронут тему активизации инвестиционной деятельности. В связи с этим он напомнил, что ранее Назарбаев говорил о наличии у Казахстана и России портфеля инвестиционных предложений на сумму 25 миллиардов долларов.
"Сейчас взаимопроникновение инвестиций необходимо, чтобы раскачать ситуацию и оживить экономики наших стран. В принципе, для этих взаимных инвестиций (условия имеются, так как) динамика положительная. Несмотря на то, что кризис, и спад происходит, но все-таки снижение отмечается в валютных объемах, а не в физических", — отметил собеседник.
Между тем представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане с определенным скепсисом оценивает практическую эффективность подобных форумов, поскольку, по его словам, "у регионов что наших, что российских не так много возможностей для самостоятельной политики". Кроме того, он отметил, что усилия российского руководства в настоящее время направлены на решение внешнеполитических проблем "вроде Украины, Сирии и взаимоотношений с Западом".
"Я бы не ждал от этого форума каких-либо прорывов и успехов, кроме сообщений о заключении очередных меморандумов и соглашений", — добавил политолог.
Узкие места
Несмотря на стратегический характер взаимоотношений двух стран, казахстанские бизнесмены периодически сталкиваются с некоторыми проблемами при транзите грузов через территорию России. В прошлом и текущем году несколько раз появлялись сообщения о скоплениях казахстанских фур на российских КПП в связи с введением новых правил транзита. А российский запрет на транзит грузов из Украины вынудил Казахстан разработать альтернативные маршруты доставки товаров из этой страны: через Грузию, Азербайджан и по Каспию на Актау; через Турцию, Иран, Туркменистан и Узбекистан.
По мнению Полетаева, эти вопросы могут найти отражение в повестке форума. Однако он отмечает, что задержка казахстанских фур это, "как правило, инициатива отдельных лиц и ведомств, которые пытаются показать и доказать свою работоспособность", и все эти проблемы решаются.
"Сотрудничество на стратегическом уровне безоблачное, а реально на земле возникают проблемы. Но это приграничье, это эффект границы, всегда даже между самыми дружными союзными государствами на границе что-то может произойти. И законодательство несколько отличается, и Россия вынуждена политизировать некоторые вопросы того же транзита в связи с событиями на Украине, или с санкциями, когда страны-партнеры вдруг неожиданно оказываются богатыми яблоками, белорусскими креветками и так далее", — говорит собеседник агентства.
Он считает, что казахстанский бизнес может сталкиваться с определенными неудобствами, так как он не политизирован, а у государства ровные отношения со всеми странами. "Но я не думаю, что эти проблемы стратегический характер сотрудничества меняют каким-то образом. Это разовые конфликты и, насколько я помню, они всегда решались", — считает политолог.
"Все-таки в приоритете сопряжение проектов Евразийского экономического союза и Нового Шелкового пути, и речь больше идет о возможностях транзита, от которого страны смогут получать довольно существенные деньги, поэтому участники форума будут больше рассуждать о перспективах", — заключил он.