АСТАНА, 16 сен — Sputnik. Представитель арт-группы "Peng!" Ариэль Фишер рассказал корреспонденту Sputnik Германия Илоне Пфеффер о феноменальном успехе акции "Call a spy". Активисты сами не ожидали, что столько народу захочет звонить шпионам и что шпионы бывают разные: "некоторые даже с человеческим лицом и адекватные, а некоторые совсем неадекватные и без человеческого лица".
- Господин Фишер, недавно коллектив арт-группы "Peng!" представил "горячую линию", по которой можно связаться с сотрудниками различных спецслужб. Этот проект называется "Позвони шпиону" (Call-A-Spy). Сначала для понимания: как именно это функционирует?
— Есть совершенно обычный телефон, который подключён к компьютеру. В компьютере в свою очередь имеется база данных с различными номерами. Всё это с помощью IP-телефонии выходит в сеть. Таким образом, невозможно отследить, откуда идёт звонок, всё происходит анонимно.
- Как вы находите номера телефонов сотрудников спецслужб?
— Большинство номеров можно найти в Интернете, некоторые — в профессиональных сообществах, какие-то становятся достоянием гласности в результате утечек. Нужно просто поискать.
- О каких спецслужбах идёт речь?
— У нас их много. В том числе канадская разведка, АНБ, ЦРУ, ФБР (NSA, CIA, FBI), БНД (BND — разведка ФРГ), Федеральное ведомство по защите конституции (контрразведывательная служба ФРГ). В списке есть также итальянские и французские спецслужбы. К тому же мы постоянно ищем людей, которые могли бы найти новые номера телефонов, чтобы мы могли проводить "Позвони шпиону" в разных странах.
- Как возникла эта идея и какова цель вашей работы?
— Сначала у нас был проект Intel Exit, в котором мы пытались помочь сотрудникам спецслужб, которые заканчивали работу в своих организациях. Это была ещё и первая попытка прямой коммуникации с этими людьми. А потом мы вспомнили и о другой стороне — о гражданском обществе. Мы хотели показать: эти агенты — тоже люди, а не персонажи голливудских фильмов, которые сидят в тёмных помещениях и контролируют всё происходящее. Когда ты это понимаешь, с этим можно работать. В конце концов, эти люди получают задания от наших правительств, которые вообще-то должны нас защищать, а не шпионить за нами.
- Теперь вы всё это уже проверили на многих представлениях: и как всё проходило?
— Очень хорошо! Люди реагировали очень позитивно, иногда даже очень эмоционально. Нужно сказать, что есть три разных варианта "Позвони шпиону". В первом варианте мы устанавливаем телефонную будку, куда люди могут зайти и поговорить. Во втором варианте это call-центр, в котором мы проводим своего рода тренинг и рассказываем людям, как следует вести разговор, чтобы получить от сотрудника спецслужбы интересную информацию. И третий вариант — игровое шоу, в общем-то, это что-то вроде театрального представления. Оно проводится в прямом эфире (live) на сцене, как конкурс на звание лучшего собеседника шпионов.
К тому же реакция всегда зависит от формата. Если это театральная постановка, то тут всё более-менее ясно. При тренингах, напротив, очень интересно смотреть, как по-разному реагируют люди, ведь это всегда конфронтация с собственным характером: как человек будет реагировать, когда на него оказывается давление? Участники считают саму идею очень увлекательной, но когда дело доходит до реального телефонного разговора, некоторые пугаются. Они начинают заикаться, забывают свой псевдоним и легенду. Внезапно им становится понятно, что по другую сторону сидит человек, который тоже хочет знать, кто ты такой и зачем звонишь. Вообще очень широкий диапазон реакций: от восторга до страха.
- Если я захочу позвонить, смогу ли я выбрать, с какой спецслужбой я буду говорить, или это случайный выбор? И пытались ли звонившие задавать сотрудникам спецслужб каверзные вопросы и что-нибудь разузнать об их деятельности?
— Система задумана так, что человек сначала может набирает номер страны: например, 1 — для Германии, 2 — для США и т.д. Потом можно набрать организацию в этой стране, то есть, 1 — БНД, 2 — Федеральное ведомство по защите конституции. То есть человек попадает в определённую организацию, и тогда система уже набирает случайный номер из базы.
Что касается второго вопроса: разговоры варьируют от коротких весёлых телефонных розыгрышей до совершенно серьёзных бесед о вопросах морали, работе и личной позиции сотрудников спецслужб по каким-либо вопросам. Эти люди обычно считают себя большими патриотами, которые выполняют свою работу по убеждению. Конечно, им есть что сказать, и, конечно, сегодня СМИ их много критикуют. И нам тоже есть что сказать, но тут постоянно возникает дилемма, как сформулировать свои вопросы и выстроить этот мост, чтобы этот человек вообще стал с тобой разговаривать. Это не просто, но это реально.
- Наверное, после некоторых звонков о вашей акции стали много говорить. Есть какие-то контрмеры? Ваши звонки блокируют?
— Конечно, эти люди не привыкли, что им могут позвонить по этим номерам. Но они прошли специальную подготовку, и это очень увлекательно: наблюдать, как они реагируют, насколько они подозрительны, какие вопросы задают, как автоматически начинают "копать" и как профессионально они уходят от ответов.
Контрмеры были, и разные. Бывало так, что наша связь с Великобританией в принципе переставала работать. У нас были различные технические проблемы, которые во временном отношении однозначно были связаны с нашими тестами. Доказать это невозможно, но подозрительные акции бывали неоднократно. Мы всё время вынуждены искать технические решения, но вплоть до сегодняшнего дня всё работает.
- Вы объявили, что в будущем любая организация, любая школа, университет или театральная постановка может заказать проведение мероприятия "Позвони шпиону". Что для этого нужно сделать?
— Вам нужно просто посетить наш сайт. Там есть вся информация, и вы легко сможете с нами связаться. Единственное, что необходимо, это интернет-соединение. Поучаствовать может любой, мы в этом отношении совершенно открыты.
Арт-группа "Peng!" — коллектив художников современного искусства, которые занимаются различными политическими проектами в протестном ключе.