АСТАНА, 14 сен — Sputnik. Принятие новой конституции в Туркменистане указывает на то, что нынешний глава государства Гурбангулы Бердымухамедов может стать "пожизненным президентом", считает заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев.
В среду депутаты парламента Туркмении единогласно проголосовали за принятие новой конституции. Согласно прежней конституции от сентября 2008 года, президентом Туркменистана мог быть избран гражданин страны, родившийся в Туркменистане, не моложе 40 лет и не старше 70 лет. В новом Основном законе норма "не старше 70 лет" отсутствует. Новая конституция также увеличивает срок президентских полномочий с пяти до семи лет.
"Сейчас наступил второй этап изменения конституций стран постсоветского пространства, когда президенты приходят навсегда", — заявил эксперт РИА Новости.
Бердымухамедову 59 лет, и в случае, если на выборах 2017 года его переизберут на третий срок, согласно принятым поправкам, он будет занимать должность главы Туркменистана до 2024 года, после чего вновь и вновь сможет баллотироваться в президенты, так как количество президентских сроков в стране не ограничено.
Суздальцев отметил, что после распада СССР все конституции стран постсоветского пространства были прописаны в "американском формате", где срок президентства ограничивался 4-5 годами и предусматривалось только два срока президентства. "Потом в 90-е годы в этих странах начали "снимать счетчики", президенты переизбирались и четыре, и пять раз. Последний такой счетчик снял в 2004 году (президент Белоруссии) Александр Лукашенко… Президенты этих государств не намерены уходить и терять свою власть", — полагает эксперт.
По его мнению, руководство Туркменистана идет по тому же пути, что и ряд других государств постсоветского пространства. "Это логика выживания правящей элиты и ее лидера", — отметил эксперт.
Он также считает, что в настоящий момент в Туркменистане нет кандидата, который смог бы занять президентский пост вместо Бердымухаммедова, он, как и главы ряда других государств, пришедшие к власти в странах постсоветского пространства, стал своеобразным "отцом нации".