АСТАНА, 13 сен — Sputnik. Казахстанцы, имеющие статус ВИЧ-инфицированных, подвергаются дискриминации практически во всех сферах жизни, таковы результаты опроса, обнародованного неправительственной организацией UNAIDS.
По информации национального координатора UNAIDS в Казахстане Алии Бокажановой, на сегодняшний день в Казахстане проживает около 22 тысяч людей, у которых зарегистрирован ВИЧ. Точное количество всех людей с положительным ВИЧ-статусом не установлено.
Всего в опросе приняли участие 389 человек из Алматы, Караганды, Темиртау, Шымкента, а также города Ленгер и нескольких районов в Южно-Казахстанской области. Около половины опрошенных составили мужчины, половина — женщины.
Чего боятся ВИЧ-инфицированные?
Менее половины (39,6%) опрошенных не принадлежат или не принадлежали ни к одной из особо уязвимых к ВИЧ группам. Почти половина (44,5%) являются или являлись лицами, употребляющими наркотики, 27% — лицами, отбывающим (отбывавшим) наказание в местах лишения свободы. Работники секс-бизнеса составили 2,1%, геи и лесбиянки — 3,1%, мужчины, имеющие секс с мужчинами — 2,3%.
Больше всего такие люди опасаются стать объектом сплетен (39,3%), а также отказа в сексуальных отношениях — 37,5%. Страх оскорблений, преследований и угроз испытывают 21,3% опрошенных, страх физического преследования — 10,8%.
Окружающие оказывали психологическое давление на 10,4% опрошенных, почти 16 процентам людей отказывали в сексуальном контакте. Организации и учреждения также не остались в стороне от дискриминации — 20,7% потеряли работу, 17,6% были вынуждены менять место работы, в медицинском обслуживании отказали 17,6% опрошенных.
Также в Казахстане нарушаются репродуктивные права живущих с ВИЧ людей. Такие нарушения проявлялись в следующем: неполучение консультаций по репродуктивным возможностям, советы медицинских работников не иметь детей, принуждение к аборту со стороны медработников. Возможно, по этой причине 33,2% из опрошенных решили больше не иметь детей, 19,5% избегали посещения клиники, 17,7% решили не вступать в брак.
Почти все (92,4%) из опрошенных имеют доступ к антиретровирусной терапии, 73,3% ее получают.
Связанные одной цепью
Итак, согласно результатам исследования, в Казахстане достаточно большая доля нарушений прав живущих с ВИЧ людей приходится на медицинские учреждения. По словам Бокажановой, в Таджикистане, например, ситуация иная — там нарушение прав и непонимание встречаются чаще в семье.
Она отметила, что недружественное отношение к людям с ВИЧ со стороны медицинских работников несет большой вред. Пациенты не хотят получать лечение, зная, что в поликлинике их подвергнут дискриминации. Вместе с тем, получая лечение, человек снижает вирусную нагрузку, становится незаразным для общества и выпадает из цепочки передачи инфекции.
По этой причине важно как можно раньше начать антиретровирусное лечение и получать его в течение всей жизни, отметила координатор.
Совершенно секретно
Согласно результатам опроса, каждый четвертый человек сталкивался с разглашением информации о своем ВИЧ-статусе в медучреждении. Бокажанова привела в пример ситуацию, когда на участке живет человек с положительным ВИЧ-статусом. Пациент в силу занятости не приходит в поликлинику для прохождения флюорографии, сдачи общего анализа крови.
"Медсестра, зная о его статусе, может прийти к нему домой, постучаться в дверь, его нет. Она может постучаться к соседям и сказать: "Пусть этот ваш с ВИЧ-инфекцией придет в поликлинику". Соседи, которые до этого ничего не знали, перестают с ним здороваться, не хотят жить с ним в одном подъезде", — сказала Бокажанова.
В данном случае идет нарушение прав пациента — раскрытие конфиденциальной информации.
"Есть и другие случаи, когда женщина с ВИЧ-инфекцией забеременела и женщину лишают права стать матерью. Врач призывает ее сделать аборт, говорит: "Да у тебя ВИЧ-инфекция, неизвестно, сколько проживешь, зачем тебе еще и больной ребенок?", — добавила Бокажанова.
Координатор отметила, что на самом деле при получении антиретровирусной терапии женщина может родить здорового ребенка и жить долгой полноценной жизнью.
Смена тенденции
"Мы привыкли ассоциировать ВИЧ-инфекцию только с ключевыми группами населения — людьми, употребляющими инъекционные наркотики, заключенными. Сейчас тенденция изменилась", — считает Бокажанова.
В качестве примера она привела заражение ВИЧ-инфекцией десятков детей и подростков в медицинских учреждениях Шымкента при прохождении лечения с 2005 по 2006 годы.
"Я думаю, случай в Шымкенте изменил сознание общества, что ВИЧ-инфекция — это не обязательно люди, которые используют рискованное поведение. Это может случиться с любым человеком. Это может случиться не по нашей вине, в медицинском учреждении", — считает она.
Вместе с тем, по словам Бокажановой, информированность в казахстанском обществе о ВИЧ-инфекции еще остается на низком уровне.
"Нужно работать на уровне общества путем разных рекламных кампаний. Важно, чтобы люди могли обсудить эти вопросы с такими как они сами, очень важно создавать группы взаимопомощи людей, живущих с ВИЧ", — заявила Бокажанова.
В качестве мер поддержки она также назвала предоставление правовых услуг и обеспечение правовой грамотности живущим с ВИЧ людям.