Google "помогает" пользователям выбрать президента США

© Sputnik / Алексей Олисько / Перейти в фотобанкХиллари Клинтон
Хиллари Клинтон - Sputnik Казахстан
Подписаться
Google заставляет вас искать то, чего вы не хотели. Поисковик варьирует результаты поиска пользователей в пользу Хиллари Клинтон.

АСТАНА, 13 сен — Sputnik. "Возможно, вы искали Хиллари Клинтон" — поисковик Google заставляет вас искать то, чего вы не хотели. Это обнаружил доктор психологии Роберт Эпстайн. Он утверждает, что Google варьирует результаты поиска пользователями в пользу кандидата в президенты США от Демократической партии. Об исследовании он рассказал американскому бюро Sputnik.

- Посвятите нас в ваше новое исследование. Что удалось обнаружить?

— Это что-то новое, кое-что, что меня удивило. Вы, наверное, помните, в июне было опубликовано видео, в котором утверждалось, что поисковые предложения Google были пристрастны — в пользу Хиллари Клинтон. Google это отрицал. Они сказали, что поисковик не позволяет найти что-то плохое о Хиллари Клинтон потому, что это их политика — скрывать негативное автозаполнение при поисковых запросах обо всех. Так они сказали. Этим летом мои сотрудники стали это изучать, мы провели новый эксперимент. Иногда всё-таки можно встретить негативные предложения при поисковых запросах о Хиллари Клинтон. Сложно, но можно. Иногда можно встретить и нейтральные и даже позитивные предложения, когда ищете что-то о Дональде Трампе.

Но дальше всё становится интереснее. Потому что вопрос был: почему Google скрывает негативные подсказки при поиске информации об одном кандидате. И мы провели эксперимент, в нём участвовали 300 человек из 44 штатов. Мы показывали им различные поисковые предложения и предлагали им выбрать одно или создать свой собственный запрос. Два из этих предложений были негативными. Они касались кандидатов в вице-президенты: республиканца Майкла Пенса и демократа Тима Кейна. И то, что мы обнаружили, шокировало. Люди выбирали негативные подсказки в два раза чаще, чем мы предполагали — на них пришлось 40 процентов всех кликов. Негативные предложения люди выбирали в пять раз чаще, чем нейтральные. А если посмотреть на тех избирателей, которые ещё не определились, они кликали на негативные подсказки в 15 раз чаще, чем на нейтральные. Это говорит о том, что автозаполнение в поисковых системах может быть легко использовано для манипуляции мнениями. Всё, что нужно сделать: если вы поддерживаете одного кандидата, нужно скрыть негативные подсказки о его кандидатуре. А для оппонента, наоборот, не скрывать такие подсказки.

- Давайте приведём примеры. Я как раз читаю вашу статью. Когда вводишь поисковый запрос "Хиллари Клинтон *пробел*" в Google, Yahoo или Bing, три разные компании предлагают разные подсказки. В Google, согласно вашей статье, предлагается "Хиллари Клинтон побеждает", "Хиллари Клинтон потрясающая". В Yahoo: "Хиллари Клинтон лжёт", или "Хиллари Клинтон преступница". А Bing предлагает, в первую очередь, "Хиллари Клинтон гадкая лгунья", "Хиллари Клинтон убийца". Каков алгоритм? Это происходит потому, что это наиболее популярные запросы для Yahoo и Bing? Это топовые темы, которые поэтому и идут первыми? И то, что в Гугле первым делом предлагается автозаполнение "Хиллари побеждает" — это доказательство того, что поисковик пытается манипулировать сознанием?

— Настоящее доказательство вы получите, если посмотрите на частоту запросов — в Google есть такая опция. Вы обнаружите, что "Хиллари лгунья" в Google довольно популярный запрос. И практически никто не ищет "Хиллари Клинтон восхитительна". Но когда Google показывает вам подсказки, он не предлагает "Хиллари Клинтон лгунья", он предлагает "Хиллари Клинтон потрясающая". Другими словами, Yahoo и Bing показывают подсказки на основе того, что люди чаще ищут. А Google показывает вам собственный отредактированный лист предложений. И делает это, пряча негативные подсказки об одном кандидате, которого поддерживает. Это замечательный и очень простой способ манипулировать людьми.

- Доктор Эпстайн, в вашей статье, которая была опубликована на сайте Sputnik, есть ещё один пример. Если написать в поисковике "Когда выборы", вам покажут результаты: 8 ноября 2016, выборы президента США и так далее. Но рядом будет фотография улыбающейся Хиллари Клинтон. Не двух кандидатов, а только её. Если это не манипуляция, то что?

— Да, это сделано очень грубо и очевидно. Они могли бы разместить там несколько изображений. Но больше меня беспокоят поисковые предложения. Потому что то, что происходит там, скрыто от людей. Приведу ещё один пример. В прошлом году, если вы писали в Google "Кто следующий президент", ответ, который вы получали, был "Хиллари Клинтон".

- Чем руководствуется Google? Поддержка Хиллари Клинтон не скрыта.

— Много уже было сказано о том, что Google поддерживает Хиллари Клинтон. Нужно посмотреть на культуру Кремниевой долины: многие сотрудники пришли туда из учебных заведений северо-востока, где явный демократический уклон. К тому же у Google довольно много связей с действующей администрацией. Они, очевидно, хотят, чтобы эти люди и эта политика остались. Есть документы, показывающие, сколько людей перешли из администрации Обамы в Google и наоборот. Это больше 250 человек. И сотрудники компании Google очень часто посещают Белый дом после выборов Барака Обамы.

В последнем документе, который был опубликован несколько месяцев назад, говорилось о том, что таких посещений было больше 450. То есть в десять раз больше, чем у любой другой компании. То есть это очень-очень близкие отношения. Это даже немного пугает, я думаю, слишком близкие отношения, нездоровые.

Чтобы не было недопонимая, скажу, что я не республиканец, я не сторонник Трампа и я думаю, что миссис Клинтон будет хорошим президентом. Но я также люблю Америку и верю в демократию. Мы проводили эксперименты более чем с 10 тысячами участников из 39 стран. Эти исследования показали, что то, что делает Google, — это угроза демократии, это превращает демократию в какую-то шутку. Потому что выборы в их руках, они решают, кто победит. Манипуляции, на которые они способны, могут обеспечить любые результаты, и никто даже не заметит. Что же происходит с демократией при таком сценарии?

- Я думаю, это важно, что вы подчеркнули, что вы не против Хиллари Клинтон. Но дело не в том, кто поддерживает или не поддерживает ее, а в концентрированной силе Google, которому, как вы отметили, люди верят больше, чем другим медиа. Но насколько велико это влияние? Несколько тысяч голосов? Несколько сотен тысяч?

— Месяц назад я опубликовал статью о возможном влиянии Facebook на выборы. Мы подсчитали, что компания может повлиять на 600 тысяч голосов. Google только с помощью манипуляции поисковых запросов может повлиять на миллионы голосов — от двух с половиной до 10 миллионов 400 тысяч голосов. А то, что поисковик скрывает негативные подсказки об одном кандидате, может изменить от 800 000 до 3 миллионов 200 тысяч голосов. Это огромный источник влияния, которого никогда раньше не существовало. И он точно не должен находиться в руках одной компании — это абсурд. И то, что они не оставляют никаких задокументированных следов, это какой-то кошмар, как в научной фантастике. Получается, многие из нас практически слепы.

- Вы доказываете научным путём, а не с помощью каких-то конспирологических теорий, что Google манипулирует выборами с помощью поисковых результатов. Google должен быть напуган вашими исследованиями. Потому что, как мы говорили раньше, люди верят этой поисковой системе. Они не верят конгрессу, но верят Google, доверяют ему свою личную информацию. Google попытается как-то отрицать ваши исследования, спорить или попытается представить ваше исследование ненаучным?

- Глава поисковика опубликовал статью, в которой назвал меня конспирологом. Критиковал мою работу, хотя и не ссылался на моё исследование, а просто повторял «мы бы никогда так не сделали, мы тратим много на благотворительность». Я думаю, это показывает, что они обращают на это внимание. Но в целом они игнорируют меня и игнорируют другую критику, потому что их образ настолько позитивен, что люди просто любят Google. Из-за их бизнес модели: "мы даём вам много классных бесплатных вещей, что же может быть лучше". Но то, что они действительно делают, — это дают много классных бесплатных вещей в обмен на то, что получают информацию о нас и право наблюдать за нами 24 часа в сутки. Это приносит им около 80 миллиардов долларов. Но мы этого не видим. Это как общественная библиотека всего мира. За исключением того, что библиотека не шпионит за людьми, не собирает о них информацию и не делает на этом миллиарды.

Но, отвечая на ваш вопрос, скажу, что они, скорее всего, оставят меня в покое — они могут себе позволить это сделать.

- Я думаю, что если бы это стало главной историей в ведущих медиа, американцы и люди по всему миру насторожились бы, даже несмотря на бесплатные вещи, которые предлагает компания. Они бы разозлились, потому что люди не любят, когда ими манипулируют. Sputnik попытался повторить ваше исследование. Хотели спросить о здоровье Хиллари Клинтон, но Google предлагал всё что угодно, только не это. То есть поисковик избегал самую популярную тему. Если наши читатели попробуют тоже это повторить, результат будет таким же? Или Google сделает что-то, чтобы изменить результаты поиска?

— Ответить на это непросто. Если вы в Google начнёте писать Хиллари Клинтон и первые буквы слова "здоровье", не получите нужной подсказки. Но если вы начнёте писать Дональд Трамп, сразу получите негативные подсказки о его миграционной политике, это тоже сейчас популярная история. Мы все позволяем гуглу следить за нами, собирать информацию. Но для исследования мы использовали прокси и делали всё, чтобы Google не воспринимал нас как личностей, и всё равно получали скорректированные подсказки при поиске. При этом вы можете провести своё исследование и посмотреть, насколько объективен Google.

Лента новостей
0