АСТАНА, 17 авг — Sputnik. Казахстан в этом году празднует 25-летие своей независимости. 2016 год является юбилейным для суверенитетов практических всех стран бывшего Советского Союза. ГКЧП, распад СССР, парад суверенитетов, образование Содружества Независимых Государств — эти события, произошедшие четверть века назад, сделали историческим 1991 год для людей, когда-то живших в единой стране.
Давайте попробуем вспомнить те почти уже далекие, но в историческом масштабе недавние события глазами известных людей, причастных к истории становления нового государства — Республики Казахстан. Наш собеседник — председатель Конституционного совета Казахстана Игорь Рогов, который поделился своими воспоминаниями.
Ветер больших перемен
Процесс приобретения независимости не был мгновенным, Казахстан, начиная с 1990 года, постепенно все дальше отходил от центра. Я начал работать в Аппарате президента Казахской ССР с мая 1990 года, то есть примерно за полтора года до распада СССР. Первый день моей работы в Аппарате президента совпал с моим днем рождения — мне исполнилось 40 лет. Потом я понял, что это знак — началась новая жизнь в плане государственной службы, научной, практической работы.
Казахстан, как мне представляется, начал путь к своей независимости после того, как был учрежден пост президента Казахской ССР, это было в 1990 году. Если посмотреть нормативно-правовые акты того времени, можно отчетливо проследить, как постепенно Казахстан наращивал свой государственный потенциал. Одной из таких вех был отказ от такого понятия в Уголовном кодексе как "спекуляция", которая тормозила развитие рыночных отношений. Первый шаг к рыночным отношениям был сделан путем снятия уголовной ответственности за деятельность, которой сейчас, по сути, занимается бизнес, и на это сразу обратили внимание наши коллеги из других союзных республик.
В это же время Казахстан заявил, что отказывается принимать для отбывания наказания в виде ссылки особо опасных преступников из других союзных республик. В советское время "воры в законе" и лидеры организованной преступности ссылались, как правило, в Казахстан. Это, конечно, вызвало гневную реакцию со стороны МВД СССР. Но мы отстояли свою позицию. Честно говоря, это было не очень трудно, поскольку решение принимал лично Президент Республики, а с ним московские структуры в то время уже остерегались дискутировать.
И, конечно же, главное историческое событие тех лет — закрытие Семипалатинского ядерного полигона. Это был сильный, смелый шаг, продемонстрировавший, что Казахстан распространяет суверенитет на всю территорию страны и становится самостоятельным субъектом международных правовых отношений.
ГКЧП
В августе 1991 года я был в отпуске и отдыхал в санатории "Казахстан" в Ессентуках. В санатории я умирал от скуки, всяческие оздоровительные процедуры вгоняли меня в ступор, и тут ГКЧП! События, которые взбудоражили всех!
Вместе со мной в "Ессентуках" отдыхало несколько сотрудников аппарата президента и депутаты Верховного совета Казахской ССР, мы бросились заказывать междугородние телефонные звонки и начали созваниваться с руководством. Тогда руководителем государственно-правового отдела аппарата президента был Каирбек Шошанович Сулейменов, который сказал, что выезжать не нужно, оставайтесь на местах, и мы прильнули к телевизорам. Процедуры были забыты, было только телевидение, газеты, дискуссии между отдыхающими.
Вскоре мы узнали, что наш Президент высказался жестко против путча и во многом способствовал победе демократических сил. Сегодня очевидно, что ГКЧП ускорил распад Советского союза.
Независимость
Когда 16 декабря 1991 года Верховный совет Казахстана принял Конституционный закон "О государственной независимости", наверное не все осознали в полной мере историческую значимость этого события.
Мы работали в бешеном ритме. Была необходимость юридического оформления реалий, это создавало сильную мотивацию, чтобы работать и выполнять поручения в срочном режиме.
Главной движущей идеологической, политической силой была воля Нурсултана Назарбаева. Он определял и концепцию этого закона, и содержание, и политическую направленность. Задача нас, юристов, была придать этому акту юридически грамотные формы и записать это все таким образом, чтобы легитимность нового государства не вызывала никаких сомнений. Полагаю, что это удалось. Над текстом Конституционного закона "О государственной независимости" работала большая группа ученых — академики Салык Зиманов и Султан Сартаев, Зинаида Федотова, Николай Акуев, а также молодые в ту пору юристы Бауржан Мухамеджанов, Талгат Донаков, Константин Колпаков и другие.
Первой признала нашу республику Турция, затем и другие государства. С принятием Республики в ООН Казахстан стал полноправным членом международного сообщества, субъектом международных правовых отношений.
Комплекс младшего брата
Создание новой страны накладывало колоссальную ответственность на все ветви власти. Раз! — И вдруг не стало Верховного суда СССР! Верховный суд и Высший арбитражный суд Республики стали высшими судебными инстанциями. В первое время по привычке кто-то хотел обжаловать судебные решения в Москве, а "Москва нам уже не указ". Судьи Верховного суда вместо ликования почувствовали груз ответственности из-за того, что они последняя инстанция и там, сверху, уже никто их не поправит. Но они быстро преодолели комплекс подчиненных, и у судей появилось осознание, что они не имеют права на ошибку.
Еще один интересный случай, произошедший в то время — он показывает, как сложно было перестроить мышление должностных лиц на осознание независимости страны.
Один адвокат на приеме как-то рассказал, что его подзащитная, жена банкира, хотела выехать в туристическую поездку за границу и была задержана в Одесском порту. В ее чемодане украинские пограничники нашли 200 долларов, по тем временам это была настолько серьезная сумма, что наступала уголовная ответственность за контрабанду валюты.
У женщины изъяли деньги, выпустили за границу, а после ее возвращения в Алматы, из Украины присылают постановление о ее аресте и этапировании. Я говорю: "Мы же независимое государство, они должны просить выдачу", а женщина уже оказывается сидит в изоляторе и ее собираются этапировать. Я говорю адвокату: "Немедленно идите к прокурору и объясните всю ситуацию".
В Генеральной прокуратуре, услышав эту историю, схватились за голову: ведь мы независимое государство и должно быть ходатайство о выдаче, а не поручение об аресте и этапировании. Своих граждан же мы не выдаем, немедленно освободить из под стражи! Мы можем расследовать это дело в порядке правовой помощи, но пусть украинские коллеги высылают соответствующие документы".
Правонарушитель, конечно, должен нести ответственность за свои деяния, но есть авторитет государства, есть нормы законы и попирать их, отказывать в защите своим гражданам, нельзя. Мы независимое государство, с которым все должны считаться.
Спустя полгода произошла еще одна подобная ситуация — идет конференция с участием руководителей правоохранительных органов, и тут правозащитник Жемис Турмагамбетова заявляет, что в Алматы приехали представители спецслужб одной из центральноазиатских стран для задержания и этапирования своих граждан, подозреваемых в преступлении, которые якобы скрываются в Алматы. Но мы же независимое государство: прокуратура вмешалась и спецслужбы соседней страны были вынуждены уехать ни с чем, и потом в соответствии с международными процедурами просить оказать им помощь.
Плоды независимости
К юбилейной дате – 25-летию независимости Казахстан подходит с солидными достижениями. Под руководством Елбасы построено современное демократическое, правовое государство, в котором человек, его жизнь и права являются главной ценностью. Успешно развивается экономика, Казахстан сегодня известен всему миру. Осуществлен масштабный проект по переносу столицы из Алматы в Астану. Казахстан председательствовал в ОБСЕ и на высочайшем уровне провел саммит этой авторитетной организации, состоялись Азиатские игры, предстоит проведение международной выставки "ЭКСПО-2017". А одно из самых последних достижений на международной арене – избрание Казахстана в состав непостоянных членов Совета Безопасности ООН на 2017-2018 годы.
И это лишь небольшой список уже достигнутого, еще большие успехи Казахстана впереди.