АСТАНА, 20 июл — Sputnik. Школы ментальной арифметики популярны в Казахстане уже лет пять. Но споры о том, хороша эта арифметика для ребенка или она плохо воздействует на неокрепшую психику не утихают по сей день.
Программа развития способностей
Родители повально записывают детей на курсы. В среднем детей принимают с 4 до 12 лет, но бывают исключения и по желанию на занятия могут приходить дети постарше. Почему с 4 до 12 лет?— В этом возрасте очень легко усваиваются основы практически всех дисциплин. И развитие работы обоих полушарий, которое обязательно в ментальной арифметике, достигается легче в этот период.
По словам родителей – после занятий в центрах ментальной арифметики у детей улучшается память, они быстрее усваивают новую информацию, дети становятся увереннее, успешнее в учебе.
Но не всегда со стороны общеобразовательных школ такое обучение воспринимается положительно. Учителя говорят об ощутимой разнице между детьми. Конечно ребята, которые занимаются ментальной арифметикой, отличаются от своих сверстников быстротой мышления. Теряют интерес на общих уроках в школе, так как знают правильные ответы раньше остальных.
"UCMAS(Universal Concept of Mental Arithmetic System) — это программа развития умственных способностей детей от 4 до 12 лет, основанная на системе устного счета и первая школа ментальной арифметики, которая появилась на территории Казахстана, другие школы появились немного позже. В мире UCMAS работает с 1993 года. Это малазийская программа, по которой активно обучаются дети во всем мире. Наши школы открыты во многих городах Казахстана. Обучение проводится с помощью абакуса — это счеты, на которых дети учатся считать двумя руками. Принцип в том, что детям сначала легче считать на абакусе, а потом они уже воображают его и считают в уме. Ведь с помощью устного счета у ребенка развиваются оба полушария параллельно. В результате развитие скорости восприятия и памяти происходит более активно", — рассказала Sputnik директор по учебной части школы ментальной арифметики UCMAS Гульжазира Байжуманова.
Директор одного из столичных центров ментальной арифметики "Genius" Надира Шаихова уверена, что занятия ментальной арифметикой никак не заменяют и не перегоняют школьную программу, а лишь служат хорошей основой для того, чтобы ребенок мог легче осваивать другие дисциплины. "Это отличная подготовка к школе. Ведь это не что-то новое в мире, ментальная арифметика давно популярна в очень развитых странах", — сказала Шаихова Sputnik.
Поймите, что нужно ребенку
Однако, не все родители согласны с тем, что ментальная арифметика способствует улучшению памяти, воображения, творческого мышления, общего развития;есть и такие, которые столкнулись с негативными последствиями от занятий и считают это просто модной темой сегодняшнего дня.
Результаты исследований эффективности данных занятий говорят о том, что методика действительно способствует когнитивному развитию, но ученые отмечают, что для ребенка важны не только интеллектуальные тренировки, но и эмоциональное развитие. Поэтому крайне важно, чтобы в таком нежном возрасте соблюдался баланс и правильная подача всех развивающих дисциплин.
По мнению психолога Шнары Наурызбаевой нельзя однозначно подходить к вопросу обучения детей, особенно в таком маленьком возрасте. "Родители должны быть максимально внимательны к способностям ребёнка. Только чуткий родитель поймет, нужно ли это его чаду. Поймите, я не категорически против ментальной арифметики, но давайте будем объективны, у нас в обществе принято следовать за тем, что модно и куда идут все. Если завтра появятся курсы, которые пообещают научить за неделю строить сложносочиненные предложения детей, которые только начинают говорить, то все наши мамочки побегут и туда. Конечно, любые занятия дают общее развитие, но всё же нужно понять, возможно, ваш ребенок хочет ходить на танцы, рисование, музыку? И также активно заниматься этим, как другие занимаются ментальной арифметикой?", — сказала психолог Sputnik.
По ее мнению, занятия ментальной арифметикой дают хорошую концентрацию и усидчивость, что полезно для учебного процесса в будущем. "Но не стоит забывать, что и другие занятия, например, спорт, музыка, танцы отлично дисциплинируют. Я знаю случаи, когда у детей есть успехи в ментальной арифметике, но ходят они на занятия со слезами. Родители их заставляют. Не думаю, что всем детям необходимо в 5 лет складывать огромные числа, ведь зачастую они даже не понимают, как они это делают, то есть ход своих мыслей они объяснить не могут", — говорит психолог.
Шнара Наурызбаевава советует разобраться родителям в том, что нужно их ребенку. "Дети всегда хотят понравиться родителям, получить их внимание. И если ребенок постоянно получает похвалу от мамы за успехи, допустим в ментальной арифметике, то он и дальше будет стараться, забивая в себе нежелание, посещать эти уроки. Конечно, если ребенок тянется и с радостью идет на занятия, то это другой вопрос. Целесообразнее отдавать детей на занятия по развитию логики. Я хочу сказать, что аналоговый подход к обучению детей всегда выигрышнее. Пусть лучше дети научаться находить правильный выход из сложившейся ситуации, нежели просто навык сложения и вычитания больших чисел", — поясняет эксперт.
Где логика?
Некоторые родители считают, что ментальная арифметика имеет явные минусы в том, что развивая способность быстро и четко совершать арифметические действия, совершенно не развивается умение последовательно описывать эти действия, оформление решений в письменном виде отсутствует. Такое мнение можно найти на форумах в интернете, которые переполнены в последнее время обсуждениями о ментальной арифметике.
"Ходили на презентацию центра ментальной арифметики. Много интересного услышали. Есть, конечно, польза и плюсы. Но на вопросы о том, почему дети не могут в итоге рассказать, каким образом они получают ответы, то есть расписать и оформить письменно свои решения, ответа мы не услышали. Так как их методика обучает только устному счету. Отсюда вопрос – всегда ли ментальная арифметика развивает концентрацию, логику и мышление?", — пишет одна мама.
С ней согласная и другая мама: "У нас представлено, как минимум, четыре школы с довольно разными программами и манерой проведения занятий. Реклама всех из них сулит невиданный прогресс ребенка в устном счете, а через него и развитие внимания, концентрации и т.д. Но, к сожалению, есть и другая сторона — тормозится развитие логики и мышления. Дети получают еще один шаблон. Никогда развитие интеллекта не осуществится через шаблоны. Существуют, конечно, разные мнения по поводу этой методики, но мне не хочется этому способствовать.
Вопрос о пользе ментальной арифметики остаётся открытым. Но выбирая тот или иной метод обучения для своих детей, мы должны знать об этом почти всё. Только тогда можно сделать правильный выбор.