Ученые назвали новую родину одомашненных лошадей

© Sputnik / Саид Царнаев / Перейти в фотобанкУчастники массового конного перехода по Терскому хребту в Чечне.
Участники массового конного перехода по Терскому хребту в Чечне. - Sputnik Казахстан, 1920, 20.10.2021
Считается, что лошадь приручили на территории современного Казахстана. Однако ученые выдвинули иную версию

НУР-СУЛТАН, 20 окт - Sputnik. Очаг одомашнивания лошадей, из которого эти животные распространились по Евразии, находился на Северном Кавказе. Такую версию выдвинул международный научный коллектив, в состав которого входили и специалисты Южно-Уральского государственного университета (Челябинск), результаты работы опубликованы в одном из самых престижных мировых научных журналов Nature, сообщили РИА Новости в пресс-службе ЮУрГУ.

Одомашнивание лошадей в свое время радикально повлияло на ход мировой истории. Люди стали интенсивнее осваивать новые территории, что создало предпосылки для образования новых народов и государств.

Лошадь впервые одомашнили на Кавказе?

Исследовательская группа, применив методы генетического анализа, выяснила, что центром одомашнивания лошадей стал Северный Кавказ — а именно Причерноморско-Каспийские степи. По мнению авторов работы, это произошло между 2000 и 2200 годами до нашей эры, в бронзовом веке. До этого периода лошади в предполагаемых очагах одомашнивания - Сибири, Центральной Азии, Анатолии и Европе, серьезно различались, но спустя уже несколько столетий от Атлантики до Монголии распространился единый геном.

"Наша исследовательская группа, возглавляемая профессором Людовиком Орландо из Национального центра научных исследований (Франция), проанализировала геномы 273 лошадей, которые жили между 50-тысячными и 200-ми годами до нашей эры. Исследование охватило всю Евразию, потому что были исследованы разные территории-"претенденты" на право считаться первичным очагом одомашнивания. Однако все они оказались ложными", - сказал участник исследования, заместитель директора по научной работе Института медиа и социально-гуманитарных наук ЮУрГУ, археолог, доктор исторических наук Андрей Епимахов.

Почему Северный Казахстан не является родиной домашней лошади?

Например, на месте поселения Ботай в Северном Казахстане были обнаружены многочисленные археологические свидетельства знакомства человека с этим животным, отметил ученый.

"Однако по результатам анализа ДНК эти 5,5-тысячелетние лошади не были предками современных домашних лошадей. Уральские материалы, которым около 4 тысяч лет, напротив, не оставляют сомнений в эксплуатации лошадей, в том числе при колесничной запряжке", – добавил Епимахов.

Лошади способствовали распространению индоиранских языков

Кроме того, нынешнее исследование показало, что в одно время с одомашненными лошадьми по территории Азии распространились колесницы и индоиранские (арийские) языки.

В определении времени и места одомашнивания лошадей ученым также помогло исследование зубного камня. В образцах, найденных на территории Поволжья, обнаружили маркеры молочной диеты. А молоко кобылиц вошло в рацион людей вместе с приручением лошадей.