Если мы опередим время, значит, будем жить – глава Костанайского русского драмтеатра

© Sputnik / Владислав ВодневДиректор Костанайского областного Русского театра драмы Юрий Ивлев
Директор Костанайского областного Русского театра драмы Юрий Ивлев - Sputnik Казахстан, 1920, 18.02.2021
Подписаться
Что ждет казахстанские театры в будущем, как пандемия повлияла на работу храмов искусства, и в чем секрет их успеха, рассказал директор театра Юрий Ивлев

НУР-СУЛТАН, 18 фев — Sputnik. Двери Костанайского областного русского драматического театра почти год закрыты для зрителей. Из-за сложной эпидемиологической ситуации в регионе артистам не разрешают даже репетировать. В следующем году храм искусства отметит свое 100-летие. Sputnik Казахстан побеседовал с директором театра Юрием Ивлевым и узнал о том, как его сотрудники работают в период пандемии и какие строят планы на новый сезон.

Юрий Ивлев работает директором Костанайского областного русского драматического театра уже 12 лет. Он признался, что за все эти годы, и, несмотря на пандемию, у него не возникало желания уйти.

© Sputnik / Владислав ВодневДиректор Костанайского областного Русского театра драмы Юрий Ивлев
Если мы опередим время, значит, будем жить – глава Костанайского русского драмтеатра - Sputnik Казахстан, 1920, 18.02.2021
Директор Костанайского областного Русского театра драмы Юрий Ивлев

- Юрий Иванович, давайте поговорим о том, как в пандемию обстоят дела в театре. Что изменилось в работе с ее наступлением?

- Изменения, они, наверно, больше в головах, а в плане работы для театра… мы же всегда работаем в предлагаемых обстоятельствах. Ну вот, предлагаемые обстоятельства таковы – пандемия. Значит, нужно работать. Во время пандемии мы работаем. Причем у нас в Костанайской области вообще все очень жестко, потому что практически весь год и сейчас нам даже запрещено репетировать. Но мы никогда не относились так серьезно, как в это время, к соцсетям. Мы начинали с того, что в Instagram у нас подписчиков было чуть меньше одной тысячи, сейчас их более 4 тысяч. Это напрямую результат нашей работы.

Мы придумываем какие-то проекты, их очень много было. И смотришь, а просмотров тысяча, полторы, две тысячи, а у меня зал в театре вообще 230 мест. И сразу думаю: "Господи, а сколько же мне надо спектаклей поставить было бы, чтобы это количество людей у меня все это посмотрело?". А так они смотрят нас в Instagram, ведь это тоже результат.

Артисты выживают как могут - алматинский театр "ARTиШОК" превратился в летник

- Вы запустили онлайн-спектакли?

- Нет, мы спектакли не ставили в онлайне, потому что я считаю, что этого делать нельзя и невозможно у нас ни в коем случае. Если хочешь загубить спектакль и театр, показывай его онлайн. Объясняю почему: это нужно делать и можно, если у тебя есть возможность сделать телевизионную версию спектакля. То есть это несколько камер, монтаж, съемки специальные для телевидения. А снимать с одной камерой с плохим светом спектакль и показывать его людям - я считаю, что так делать не нужно, поэтому мы этого не делали. Мы не показывали ни одного спектакля онлайн, зато мы придумали очень много разных проектов. Проводили конкурсы среди наших зрителей. Художественный и швейный цеха придумывали, как, не выходя из дома, делать какие-то игрушки, шить одежду для кукол. Это вызывало живой отклик у людей, им было интересно общаться с нами. И у нас получилось. Это в основном то, чем мы занимались, помимо того, когда было разрешено репетировать, мы репетировали, готовили спектакли на этот год.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Театр (@kostanaydramteatr)

- У вас есть какие-то прогнозы, когда вы сможете вернуться к работе?

- Нет, никаких пока прогнозов нет. Костанай у нас все-таки вышел из "красной" зоны, есть тенденция к спаду, поэтому надеемся, что хотя бы репетировать начнем. Потому что нас пригласили на международный фестиваль "Человек театра" в Челябинск, куда мы хотим повезти "Плаху" Чингиза Айтматова. И я надеюсь, что все-таки у нас получится порепетировать и выехать туда на фестиваль.

- Чем занимаются артисты сейчас, когда не могут репетировать?

- Режиссер раздает задания, и артисты работают дома над ролями. Работы много, но это все равно ничто по сравнению с тем, что они не видят театра, не бывают в театре. Вот еще одно, что хорошо при всем при этом – просто все поняли, как тяжело и сложно без работы. Практически год в таких условиях. Соцсети – это какой-то выход, но он никогда не заменит живого общения со зрителями. Они просто соскучились по аплодисментам. Ходить по пустому, темному театру, поверьте, это очень страшно.

- Были ли случаи, когда сотрудники увольнялись во время карантина?

- Нет, за это время мы кадры не потеряли по той простой причине, что им некуда уходить. Везде пандемия - в России, у нас, поэтому нет, кадры мы не потеряли, скорее наоборот. Несколько человек из России звонили мне: хотят приехать на кастинг.

Финский актер Вилле Хаапасало сменил ремесло из-за коронавируса

- В Казахстане сейчас проходит массовая вакцинация от коронавируса, эпидемиологи отмечают улучшение ситуации. Рано или поздно двери вашего театра вновь откроются. Поделитесь планами?

- Зрители увидят много чего. Весь прошлый год мы готовили несколько премьер и не показали их. Допустим, у нас была премьера "Федры". Мы несколько спектаклей показали, люди стояли в очередях с утра, ждали, когда касса откроется, как будто это какой-то Венецианский фестиваль. А также люди ждут несколько премьер, которые у нас не состоялись. Плюс мы готовим новые спектакли, которые сейчас уже готовы на 80-90%. Например, это современный мюзикл "Бременские музыканты". Мы ждем, когда нам разрешат доработать все эти спектакли. Это будет в ближайшее время.

- Вы сотрудничаете с другими театрами, казахстанскими или зарубежными?

- Мы сотрудничаем очень много. По Казахстану у нас очень близкие отношения с Русским драматическим театром имени Горького (Нур-Султан – Sputnik), с Акмолинским, Алматинским русскими театрами. Мы в великолепных отношениях, постоянно встречаемся и приезжаем друг к другу в гости и на фестивали с новым художественным театром в Челябинске. Я оттуда приглашал режиссеров-постановщиков и художников к себе в театр на одну из наших постановок. Мы общаемся с Йошкар-Олой очень плотно. Очень понравилось нам на фестивале в Саранске. Мы - единственный театр Казахстана, который был уже трижды в Израиле. У нашего театра там ангажемент (приглашение артистов на работу – Sputnik), мы можем приехать туда в любое время, когда захотим. Сейчас мы ведем переговоры, не знаю, получится или нет, но есть режиссеры, которые очень хотели бы приехать, поставить в Костанае в нашем театре свои спектакли.

- Были ли такие случаи в вашем театре, когда люди попадали на сцену, не имея образования или опыта, случайно оказывались в труппе?

- Случайно оказаться в театре невозможно. При театре и раньше работала и сейчас работает студия. В этой студии у нас занимаются ребята-старшеклассники, либо те, кто учится в школах, не профильных вузах, потому что у нас нет в городе профильного учебного заведения. Мы с ними занимаемся год в студии. Потом мы смотрим, отбираем самых талантливых, я их оставляю у себя в театре, но с обязательным условием, что они поступают учиться в один из российских вузов. Вот у меня ребята учатся в трех вузах: в Челябинске, Магнитогорске и Екатеринбурге. Но, правда, процентов 30-40 из них остаются в России потом.

Школьников Нур-Султана обучат театральному искусству

- С какими проблемами вам приходилось сталкиваться за годы работы, помимо пандемии?

- Проблем всегда хватает. Одна из проблем – это обучение. Потому что, если у нас нет в городе ни колледжа, ни лицея, где можно было бы получать актерское образование? Ну кто из Алматы вернется в Костанай? Давайте будем реально говорить – они все сделают, чтобы там учиться и там остаться. И, как правило, остаются, не хотят уезжать. Это самая большая проблема, потому что без специального образования ни один человек в театре сейчас работать не может. Если нет актерского образования, какой бы сверхталантливый человек ни был, чего бы у него не было, я не имею права взять его в театр официально на работу. И даже если я его беру туда по договору, он все равно будет получать маленькую зарплату. Поэтому образование – это обязательно. Приходится таким образом находить выход, обучать их заочно в России. Но опять же, энное количество людей, которые из нашего театра уехали, они там же и остаются. Но кто-то возвращается. Я надеюсь, что пойдет и обратный процесс.

- Какие были ваши худшие ожидания относительно того, что ждет театр? 

- Мы все были настроены положительно, когда все это начиналось. Проходили уже это: и птичий грипп, и свиной грипп. Думали, что и коронавирус пройдет стороной. Потом, когда нас закрыли, посмеялись, подумали: "Ну ладно, месяц-другой и все". А уже пошел второй год, а нас никак не откроют, поэтому, как я говорил, находим какие-то отдушины в том, чтобы работать онлайн в соцсетях, принимать участие в фестивалях. Опять же, пока виртуально. Ну и просто все уже ждут, когда же, наконец, все откроется.

Работать можно или нельзя? Алматинский театр возмутился неопределенностью санврачей

- Как театр держится на плаву в этот период?

- Сейчас полностью только за счет государства. И ничего более того. Финансирования хватает, потому что все люди получают зарплату и ни один человек не был сокращен, ни одному человеку зарплату не снизили. У меня в театре, по крайней мере.

- Какая тенденция с театрами сейчас - вы ожидаете еще большую стагнацию, или поток людей хлынет в театр, когда его двери откроются?

- Поток людей. Потому что, когда нас приоткрыли в октябре, было что-то невероятное. Люди просто хотели идти в театр. Я, честно говоря, даже не ожидал такого, что они соскучатся по этому всему. Я говорю только о Костанае, хотя, думаю, что везде так будет, потому что 100 лет театру, 240 тысяч человек проживают в Костанае. И за 100 лет не одно поколение воспитывалось в нашем театре. Нам хорошо, нам везет, потому что зритель нас любит и к нам ходит. У нас практически всегда полные залы были до этого. Тем более такое количество времени быть без театра, видимо, все-таки это очень сложно. Мне много звонков поступает, спрашивают: "Когда откроетесь?" Тем более, пошли такие интересные премьеры, а люди просто не смогли посмотреть. Мы готовим, немного приоткрываем завесу того, что сейчас делаем, какие в работе новые спектакли. И люди этого ждут. А мы подогреваем этот интерес за счет соцсетей. Просто вопрос в том, когда все это будет.

© Sputnik / Владислав ВодневЮрий Ивлев: "Театр есть, был и будет. Сколько я уже слышу, что можно смотреть онлайн, зачем куда-то идти, если можно смотреть, лежа на диване? Но ведь идут. Никто из театроведов не может объяснить этот феномен – почему ты, взрослый, умный человек, может быть, даже не с одним высшим образованием, приходишь в театр, садишься в кресло, смотришь на сцену и веришь... Есть определенная магия, и от этого никуда не деться".
Если мы опередим время, значит, будем жить – глава Костанайского русского драмтеатра - Sputnik Казахстан, 1920, 18.02.2021
Юрий Ивлев: "Театр есть, был и будет. Сколько я уже слышу, что можно смотреть онлайн, зачем куда-то идти, если можно смотреть, лежа на диване? Но ведь идут. Никто из театроведов не может объяснить этот феномен – почему ты, взрослый, умный человек, может быть, даже не с одним высшим образованием, приходишь в театр, садишься в кресло, смотришь на сцену и веришь... Есть определенная магия, и от этого никуда не деться".

- Какой он – ваш зритель? Кто в основном ходит в театр?

- К нам ходят все, потому что мы очень много ставим спектаклей не вообще, а именно целевых, для какой-то определенной аудитории. Особенно для маленьких, для среднего возраста, для старшеклассников, студентов. Есть спектакли для более зрелого возраста, есть для любителей детективного жанра. Я стараюсь делать репертуар таким образом, чтобы охватить не просто возрастно, а именно еще и заинтересовать людей. Потому что сегодня есть и интернет, и много разных развлечений.

- В репертуаре каждого театра есть свои хиты, самые популярные постановки. В вашем театре какие это спектакли?

- Несколько спектаклей таких и совершенно разные. Получился очень интересный спектакль – мы поставили "Панночку", но не просто - там все оформление идет в 3D. Я был в Санкт-Петербурге - сын у меня пошел по моим стопам, он там работает в первом мультимедийном театре в России – LDM. И у них там идет "Мастер и Маргарита". Я пришел на их спектакль и был просто поражен. Группа французских аниматоров делает это все – сзади экран, впереди сетка, проекция идет и на экран, и на переднюю сетку, актеры работают между этим всем, какие-то декорации исчезают. Рассказать это сложно, нужно посмотреть. Я все это увидел, нашел талантливого парня-программиста, мне захотелось сделать "Панночку" в таком стиле. И получилось - потому что уже четыре года у меня аншлаги на этот спектакль.

Удивительный спектакль получился, и он уже шесть лет идет на сцене – это "Любовь и смерть Ак-Келин", он идет на русском и казахском языках. Там несколько авторов есть, которые написали нам эту пьесу. Мы привозили ее в Нур-Султан несколько раз - аншлаги и полный восторг. Один из зрителей, человек из посольства, потом подошел и сказал, что последний раз видел такое на Таганке (московский театр – Sputnik).

Еще один прекрасный спектакль – "Плаха" Чингиза Айтматова. К сожалению, не успели мы его повозить по фестивалям, но, когда откроемся, в Челябинск хотим повезти.

И шикарный спектакль поставили — это "Федра". Много разных спецэффектов: и льющийся дождь, и вода, и свет. Это то, что и у нас в Костанае мало видят, и в Казахстане в таком стиле мало что ставится.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Театр (@kostanaydramteatr)

В целом сейчас в репертуаре у нас больше 30 спектаклей, и взрослые, и детские.

- Как будете отмечать 100-летие театра? 

- Планов много, и один из них - сотый театральный сезон, это тоже событие для Казахстана. Потому что у нас совсем не много театров, которые достигли такого рубежа. Также я хочу открыть музей театра, процентов на 80 он уже готов. Это очень интересно, потому что за 100 лет у нас накопилось много хорошего. Например, подлинные афиши 1920-х годов, костюмы, которые изготовлены в мастерских Малого театра в 1932 году, и подарены нашему театру, когда на гастролях были артисты в 1970-х годах. Много чего интересного можно делать. С гримером мы закупили манекены, одеваем их в костюмы актеров из наших спектаклей, она их гримирует. Это будут мизансцены из спектаклей. У нас в Казахстане точно ни у кого такого музея нет.

Помимо этого, в традициях нашего театра мы будем готовить капустник по историям, по эпохам. Ребята делали такой на 90-летие театра для зрителей в том числе. Это было страшно интересно, люди уходили довольные после него.

- Можете дать оценку, что ждет театральную жизнь Казахстана?

- Театр есть, был и будет. Сколько я уже слышу, что можно смотреть онлайн, зачем куда-то идти, если можно смотреть, лежа на диване? Но ведь идут. Никто из театроведов не может объяснить этот феномен – почему ты, взрослый, умный человек, может быть, даже не с одним высшим образованием, приходишь в театр, садишься в кресло, смотришь на сцену и веришь, что вот это король, вот это королева, вот это ее слуги. Вот как тебя можно обмануть? Ты смотришь и веришь в то, что происходит на сцене. Есть определенная магия, и от этого никуда не деться. Я думаю, что театр жил, живет и будет жить всегда. Потому что это нужно людям, нам всем. Не заменить его ни телевидением, ни кино, ни интернетом. Ведь они развиваются во всем мире. Очень важно ездить, смотреть и все время быть в тонусе. Уже много лет все говорят, что надо идти в ногу со временем. Я всегда говорю, что идти в ногу со временем – это значит, что ты уже опоздал. Надо пытаться хоть на йоту опередить это время, вот тогда ты будешь давать людям то, что они хотят. Если мы будем опережать, значит, мы будем жить. Если мы будем застаиваться, то будем никому не нужны.

- А есть рецепт, как опережать время?

- Много видеть, ездить, смотреть и много работать. Других рецептов я не знаю.

© Sputnik / Владислав ВодневЮрий Ивлев: "Я всегда говорю, что идти в ногу со временем – это значит, что ты уже опоздал. Надо пытаться хоть на йоту опередить это время".
Если мы опередим время, значит, будем жить – глава Костанайского русского драмтеатра - Sputnik Казахстан, 1920, 18.02.2021
Юрий Ивлев: "Я всегда говорю, что идти в ногу со временем – это значит, что ты уже опоздал. Надо пытаться хоть на йоту опередить это время".

Примечание: во время этого интервью театры в Костанайской области не работали. Согласно новому постановлению главного санврача региона, работа театров разрешена с заполняемостью не более 20%. В Костанайском областном русском драматическом театре это около 50 мест из 230.

Все о театральной жизни Казахстана читайте в спецпроекте Sputnik Казахстан "Театры и молодежь"

Лента новостей
0