Согласно Конституционному закону, проведение выборов финансируется средствами, выделяемыми из республиканского бюджета через счета акиматов регионов, городов и районов. При этом счета открываются специально с целью провести выборы.
Куда и на что конкретно тратить эти деньги, решают территориальные избирательные комиссии. В частности, деньги из республиканского бюджета при проведении выборов тратятся на:
- работу избирательных комиссий;
- аренду помещений и командировочные расходы;
- оплату работы консультантов, экспертов, членов лингвистической комиссии, специалистов, обеспечивающих эксплуатацию электронной избирательной системы;
- выступления кандидатов в средствах массовой информации (исключение – кандидаты, баллотирующиеся по партийным спискам);
- публичные предвыборные мероприятия кандидатов (исключение – кандидаты, баллотирующиеся по партийным спискам);
- транспортные расходы кандидатов (исключение – кандидаты, баллотирующиеся по партийным спискам).
Помимо республиканского бюджета, выборы могут финансироваться избирательными фондами кандидатов. Эти фонды, в частности, могут спонсировать предвыборную агитацию и другие расходы кандидатов.
Как должен выглядеть избирательный документ
Как формируются избирательные фонды
Избирательные фонды могут образовываться как из личных средств кандидатов, так и средств политической партии. Кроме того, в фонд могут быть направлены деньги, которые выделены кандидату выдвинувшим его общественным объединением.
Также казахстанцы могут сделать добровольные пожертвования в избирательные фонды. При этом запрещается пожертвование от государственных органов, акиматов, благотворительных организаций, религиозных объединений и анонимных лиц.
Если кандидат снимет свою кандидатуру с выборов, то средства, поступившие в его избирательный фонд, должны быть немедленно возвращены гражданам, внесшим добровольные пожертвования.
Есть еще один интересный момент – количество средств, которыми может распоряжаться фонд, имеет свой лимит. Так, сумма выделенных общественным объединением средств не должна превышать размер минимальной заработной платы более чем в 12 тысяч раз. То есть при минимальной зарплате в 42 500 тенге сумма выделенных в фонд средств не должна быть выше 510 миллионов тенге.
Сумма же добровольных пожертвований казахстанцев не должна превышать размер МЗП более чем в 15 тысяч раз. То есть – 637,5 миллиона тенге.
Выборы в мажилис парламента: кто и как назначает дату
Согласно закону, контролируется расход всех денег, направленных на организацию выборов вне зависимости от их происхождения. Нецелевое использование средств преследуется по закону.
В регламенте четко прописывается то, что выборы не могут финансировать международные организации, зарубежные государственные органы, иностранные граждане, а также лица без гражданства.
Вопрос установки даты проведения парламентских выборов в Казахстане отражен в Конституции Казахстана.
Согласно второму пункту 49-й статьи Конституции, полномочия парламента начинаются с момента открытия его первой сессии и заканчиваются с началом работы первой сессии парламента нового созыва.
Первые выборы сельских акимов могут пройти в Казахстане в 2021 году
Предыдущие выборы в мажилис прошли 20 марта 2016 года, а первая сессия - 25 марта 2016 года. Именно с этой даты идет отсчет полномочий действующего состава палаты.
Срок полномочий депутатов мажилиса - пять лет. Таким образом, полномочия действующего созыва мажилиса заканчиваются 24 марта 2021 года.
По закону глава государства должен назначить дату парламентских выборов не позднее 24 октября 2020 года.