НУР-СУЛТАН, 22 окт — Sputnik. Депутаты сената на пленарном заседании палаты рассмотрели в двух чтениях и вернули в мажилис проект закона по вопросам энергетической утилизации отходов, водоохранных полос и перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Депутат мажилиса Куралай Каракен, представляя законопроект в сенате, сообщила, что предлагаемые поправки создают правовую базу для переработки твердо-бытовых отходов путем их сжигания с последующим получением электрической энергии.
Названа причина большого количества незаконных свалок в Нур-Султане
По ее словам, в Казахстане ежегодно образуется около 5 миллионов тонн твердо-бытового мусора и лишь 15% сортируется и перерабатывается. Остальные 85% подлежат захоронению, что приводит к увеличению площадей полигонов и выводу земель, на которых они расположены, из хозяйственного оборота.
"Сжигание части отходов позволит не только сократить количество полигонов в стране, но также получить экологический и экономической эффект. Сжигаться будет только та часть отходов, которая в дальнейшем не будет подлежать другой переработке. Как и в действующем законодательстве, предлагается гарантированный закуп электроэнергии, произведенной объектами по энергетической утилизации отходов, расчетно-финансовым центром по поддержке ВИЭ в течение 15 лет", - сообщила мажилисвумен.
Для минимизации негативного воздействия мусоросжигающих заводов на окружающую среду, законопроектом устанавливаются требования к их эксплуатации, эквивалентные европейским стандартам в части ограничения выбросов в окружающую среду, а также мониторинга и контроля за ними.
Куралай Каракен также сообщила, что изменения в Водный кодекс касаются понятия "водоохранная полоса", в соответствии с которым в пределах городов республиканского значения допускается уменьшение ширины водоохранной полосы водного объекта с 35 метров до 20 метров, исходя из конкретных условий планировки и в пределах существующей застройки в соответствии с генеральными планами развития.
В законе "О железнодорожном транспорте" принята новая редакция понятия "груз", которое корреспондируется с соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении, участником которого является Казахстан и, в соответствии с которым будет применяться транзитный тариф на порожние собственные вагоны.
Поправками в закон по вопросам железнодорожного транспорта продлевается действие временной балансирующей платы национального перевозчика груза в пользу железнодорожных перевозчиков пассажиров до 1 января 2022 года, срок которого истекает 1 января 2021 года.
Ваш мусор из космоса виден, или Как растут свалки в Нур-Султане
Законопроектом предусмотрено внесение изменений и дополнений в Водный и Экологический кодексы, законы "О железнодорожном транспорте", "Об электроэнергетике", "О поддержке использования возобновляемых источников энергии", "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам железнодорожного транспорта".
Какие задачи решает законопроект
Поддержка сегмента по энергетической утилизации отходов для получения электрической энергии посредством определения предельных аукционных цен на электрическую энергию, включающее порядок индексации аукционных цен;
- установление требований к эксплуатации объектов по энергетической утилизации отходов и уточнение компетенции правительства и уполномоченного органа по вопросам энергетической утилизации отходов;
- определение особенностей установления ширины водоохранных полос водных объектов в городах республиканского значения и условий их установления;
- уточнение понятия "груз" в сфере железнодорожных перевозок и отнесение к ним порожних вагонов (контейнеров);
- продление срока начала реформы тарифообразования в сфере железнодорожных перевозок с 1 января 2020 года на начало января 2021 года.
С чем не согласился сенат
После обсуждения в двух чтениях сенаторы приняли решение направить законопроект в мажилис с внесенными поправками. В частности, предложено исключить из законопроекта нормы, касающиеся изменения ширины водоохранной полосы водного объекта, в связи с тем, что при принятии такого решения необходимо учитывать особенности водного объекта.
Кроме того, возникла необходимость внесения в законопроект дополнения по вопросу государственных наград. В этой связи сенаторы предложили исключить из законопроекта нормы касательно внесения изменений и дополнений в Водный кодекс, дополнить законопроект новым пунктом по внесению изменения в закон о государственных наградах и, соответственно, изменить название законопроекта.
В случае если депутаты мажилиса согласятся с поправками сената, документ будет считаться принятым парламентом и будет направлен на подпись президента.