НУР-СУЛТАН, 8 сен — Sputnik. Состоянием школьных библиотек обеспокоен директор Научно-практического центра "Учебник" министерства образования и науки Казахстана Гани Бейсембаев. Он предлагает поднимать вопрос на уровне правительства и принимать дорожную карту.
Книг нет, одни учебники
В школах работает около 7 000 библиотекарей, библиотечный фонд составляет 201,5 миллиона книг.
"Это большая цифра, и можно подумать, что все школы обеспечены литературой. Но 81% книжного фонда приходится на учебники. На художественною литературу - всего 19%, или 38,2 миллиона книг", - указал Бейсембаев на совещании в Минобразования.
Причем 95% фонда художественной литературы были изданы до 1990-х годов, а около 30% книг подлежат списанию. Это советские книги коммунистического, социалистического характера.
"Школы нуждаются в пополнении художественной литературой", - подчеркнул он.
Нацкомиссия при президенте поручила министерству культуры сформировать золотой фонд детской литературы. Национальная книжная палата включила в него 2,5 тысячи произведений казахской литературы.
В учебник "Казахская литература" не попали произведения отечественных классиков - Абаев
"Ежегодно МОН утверждает для приобретения школами около 932 книг из списка художественной литературы. Но за последние 5 лет школы купили всего 88 экземпляров - даже не наименований. Это говорит о том, что почти ничего не приобретается. Даже в самых лучших библиотеках новизна составляет всего 5%", - подчеркнул Гани Бейсембаев.
Причем больше всего новой художественной литературы покупают в Павлодарской и Кызылординской областях - 552 и 200 книг соответственно. В Шымкенте куплено 43 книги.
"В Атырауской и Жамбылской областях за последние 5 лет художественной литературы вообще не приобреталось", - констатировал спикер.
Бумажная картотека
Кроме пополнения книжного фонда, библиотекам требуется трансформация материально-технической базы.
"В восьми регионах библиотеки не оснащены обычными компьютерами. В четырех регионах компьютеры есть, но интернет работает очень плохо. Автоматизация по всей республике составляет примерно 20%", - сообщил Бейсембаев.
В основном республиканская научно-педагогическая библиотека смогла внедрить хорошую операционную систему для библиотек всего в 500 школах из 7 000.
Не педагог и не работник культуры: кто такой библиотекарь
Чтобы развить данную сферу, нужно усилить кадровый потенциал, считает директор центра.
"Средняя заработная плата библиотекаря - 70 000 тенге. Не определен социальный статус школьного библиотекаря - он и не педагог, и не работник сферы культуры", - указал спикер.
Получается, что библиотекари не получили школьные надбавки в размере 35%, предусмотренные еще постановлением правительства от 2015 года. Также школьные библиотекари не вошли в закон о статусе педагога.
"Считаю необходимым обратить на это внимание", - подчеркнул Бейсембаев.
Еще 30 популярных во всем мире книг и учебников перевели на казахский язык
Кроме того, не определен функционал библиотекарей: они занимаются в основном приемом и раздачей учебников. И "руки не доходят" для того, чтобы работать с детьми, организовывать мероприятия, привлекать детей к чтению художественной литературы.
В новых школах нет читальных залов
Материально-техническая база не выдерживает никакой критики.
"У многих школ нет читальных залов. А в некоторых недавно построенных школах не предусмотрены помещения для них. Нет хранилищ для книг", - перечислил Бейсембаев.
Он также напомнил, что даже республиканской научно-технической библиотеке нужна поддержка. За последние 15 лет не выделялись деньги на оборудование.
Чтобы решить вопрос поднятия зарплаты библиотекарям, предлагается принять дорожную карту и определить в ней вопросы оклада, материально-технического оснащения и в целом транформации школьных библиотек, предлагает Бейсембаев.
Чтобы обеспечить библиотеки художественной литературой, МОН и Минкультуры должны вместе утвердить общий список книг, которые должны быть в школе.
И грузчик, и уборщица: школьных библиотекарей пожалели и предложили поднять зарплату
"Сейчас такой список есть, но, как мы видим, книг покупают мало. Практика показывает, что не будут покупать, пока нет дорожной карты, утвержденной правительством", - считает он.
Как приучают к чтению детей в Европе
В ходе своего выступления Гани Бейсембаев привел в пример опыт Германии и Финляндии по работе со школьными библиотеками.
"В 2000 году Германия была на одном из последних мест в рейтинге PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся - Sputnik) по навыкам чтения. Чтобы поднять навык, Германия начала усиленно поддерживать школьные библиотеки, у них ежегодно выпускается 4,5 тысячи книг детской литературы, из них 1 200 наименований поступают в школьные библиотеки", - рассказал спикер.
Также в Германии есть практика, когда мэр города раздает перед каникулами ученикам художественную литературу.
Интересен и опыт Финляндии, как самой читающей страны среди учащихся. Ежегодно выделяется около двух миллионов евро для развития школьных библиотек. Причем в Финляндии больше половины библиотекарей - мужчины, и в целом профессия считается мужской.