Почему в школьных библиотеках нет художественной литературы

© Sputnik / Абзал КалиевКнижная полка
Книжная полка - Sputnik Казахстан
Подписаться
Библиотекарям не повышают зарплату, школы не закупают художественную литературу, а сами библиотеки не имеют необходимого оснащения. На фоне этого казахстанские дети стали мало читать. Круг проблем обсуждался на аппаратном совещании Минобразования

НУР-СУЛТАН, 8 сен — Sputnik. Состоянием школьных библиотек обеспокоен директор Научно-практического центра "Учебник" министерства образования и науки Казахстана Гани Бейсембаев. Он предлагает поднимать вопрос на уровне правительства и принимать дорожную карту.

Книг нет, одни учебники

В школах работает около 7 000 библиотекарей, библиотечный фонд составляет 201,5 миллиона книг.

"Это большая цифра, и можно подумать, что все школы обеспечены литературой. Но 81% книжного фонда приходится на учебники. На художественною литературу - всего 19%, или 38,2 миллиона книг", - указал Бейсембаев на совещании в Минобразования.

Причем 95% фонда художественной литературы были изданы до 1990-х годов, а около 30% книг подлежат списанию. Это советские книги коммунистического, социалистического характера.

"Школы нуждаются в пополнении художественной литературой", - подчеркнул он.

Нацкомиссия при президенте поручила министерству культуры сформировать золотой фонд детской литературы. Национальная книжная палата включила в него 2,5 тысячи произведений казахской литературы.

В учебник "Казахская литература" не попали произведения отечественных классиков - Абаев

"Ежегодно МОН утверждает для приобретения школами около 932 книг из списка художественной литературы. Но за последние 5 лет школы купили всего 88 экземпляров - даже не наименований. Это говорит о том, что почти ничего не приобретается. Даже в самых лучших библиотеках новизна составляет всего 5%", - подчеркнул Гани Бейсембаев.

Причем больше всего новой художественной литературы покупают в Павлодарской и Кызылординской областях - 552 и 200 книг соответственно. В Шымкенте куплено 43 книги.

"В Атырауской и Жамбылской областях за последние 5 лет художественной литературы вообще не приобреталось", - констатировал спикер.

Бумажная картотека

Кроме пополнения книжного фонда, библиотекам требуется трансформация материально-технической базы.

"В восьми регионах библиотеки не оснащены обычными компьютерами. В четырех регионах компьютеры есть, но интернет работает очень плохо. Автоматизация по всей республике составляет примерно 20%", - сообщил Бейсембаев.

В основном республиканская научно-педагогическая библиотека смогла внедрить хорошую операционную систему для библиотек всего в 500 школах из 7 000.

Не педагог и не работник культуры: кто такой библиотекарь

Чтобы развить данную сферу, нужно усилить кадровый потенциал, считает директор центра.

"Средняя заработная плата библиотекаря - 70 000 тенге. Не определен социальный статус школьного библиотекаря - он и не педагог, и не работник сферы культуры", - указал спикер.

Получается, что библиотекари не получили школьные надбавки в размере 35%, предусмотренные еще постановлением правительства от 2015 года. Также школьные библиотекари не вошли в закон о статусе педагога.

"Считаю необходимым обратить на это внимание", - подчеркнул Бейсембаев.

Еще 30 популярных во всем мире книг и учебников перевели на казахский язык

Кроме того, не определен функционал библиотекарей: они занимаются в основном приемом и раздачей учебников. И "руки не доходят" для того, чтобы работать с детьми, организовывать мероприятия, привлекать детей к чтению художественной литературы.

В новых школах нет читальных залов

Материально-техническая база не выдерживает никакой критики.

"У многих школ нет читальных залов. А в некоторых недавно построенных школах не предусмотрены помещения для них. Нет хранилищ для книг", - перечислил Бейсембаев.

Он также напомнил, что даже республиканской научно-технической библиотеке нужна поддержка. За последние 15 лет не выделялись деньги на оборудование.

Чтобы решить вопрос поднятия зарплаты библиотекарям, предлагается принять дорожную карту и определить в ней вопросы оклада, материально-технического оснащения и в целом транформации школьных библиотек, предлагает Бейсембаев.

Чтобы обеспечить библиотеки художественной литературой, МОН и Минкультуры должны вместе утвердить общий список книг, которые должны быть в школе.

И грузчик, и уборщица: школьных библиотекарей пожалели и предложили поднять зарплату

"Сейчас такой список есть, но, как мы видим, книг покупают мало. Практика показывает, что не будут покупать, пока нет дорожной карты, утвержденной правительством", - считает он.

Как приучают к чтению детей в Европе

В ходе своего выступления Гани Бейсембаев привел в пример опыт Германии и Финляндии по работе со школьными библиотеками.

"В 2000 году Германия была на одном из последних мест в рейтинге PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся - Sputnik) по навыкам чтения. Чтобы поднять навык, Германия начала усиленно поддерживать школьные библиотеки, у них ежегодно выпускается 4,5 тысячи книг детской литературы, из них 1 200 наименований поступают в школьные библиотеки", - рассказал спикер.

Также в Германии есть практика, когда мэр города раздает перед каникулами ученикам художественную литературу.

Интересен и опыт Финляндии, как самой читающей страны среди учащихся. Ежегодно выделяется около двух миллионов евро для развития школьных библиотек. Причем в Финляндии больше половины библиотекарей - мужчины, и в целом профессия считается мужской.

Лента новостей
0