Сексуальное насилие наносит сильную психологическую травму: как помочь пострадавшим детям

© Sputnik / Табылды КадырбековДетское насилие
Детское насилие - Sputnik Казахстан
Подписаться
Какие существуют международные нормы и правила работы с детьми, пострадавшими от насилия, насколько успешна реабилитация, что нужно знать родителям пострадавших детей, рассказала специалист Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ)

НУР-СУЛТАН, 7 авг — Sputnik. В июле Казахстан потрясло очередное громкое преступление против ребенка: в городе Сатпаеве была похищена и подверглась насилию пятилетняя девочка. Уполномоченная по правам ребенка Аружан Саин подняла важную тему правильной работы с пострадавшим от насилия несовершеннолетним. Ребенок не должен быть травмирован постоянными допросами, для этого нужны профессиональные детские психологи и ювенальные адвокаты.

Об особенностях работы с данной категорией детей Sputnik Казахстан рассказала эксперт по сексуальному насилию, координатор ЮНИСЕФ по защите прав детей Айслу Бекмуса.

© Photo : ЮНИСЕФкоординатор ЮНИСЕФ по защите прав детей Айслу Бекмуса
Сексуальное насилие наносит сильную психологическую травму: как помочь пострадавшим детям - Sputnik Казахстан
координатор ЮНИСЕФ по защите прав детей Айслу Бекмуса

Насилие над детьми - серьезная проблема в Казахстане

"Сексуальное насилие над детьми не только наносит вред здоровью и сильнейшую психологическую травму, но и крайне негативно влияет на их будущее развитие и эмоциональное здоровье. Последствия могут быть кратковременными и длительными, могут возникать непосредственно после случившегося или проявляться позже", - говорит Айслу Бекмуса.

Эксперт подчеркивает, что каждому ребенку, пережившему любой вид насилия, нужно предоставить медицинскую, социальную, психологическую и юридическую помощь – ведь последствия насилия могут стать необратимыми.

Куда звонить, если ребенок стал жертвой насилия - вновь запустят колл-центр "111"

"Тут важен комплексный подход и вовлечение нескольких видов специалистов: медиков, социального работника, психолога и юриста. Некоторые жертвы сексуального насилия могут нуждаться в терапевтической помощи на протяжении жизни", - подчеркнула она.

Координатор ЮНИСЕФ указывает на существующие доказательства того, что ребенок, ставший жертвой серьезной степени насилия, имеет высокую вероятность повторно стать жертвой насилия и эксплуатации в будущем.

Таким образом, детям необходимо предоставлять максимально возможный объем помощи с целью предупреждения вторичной виктимизации и смягчения негативных последствий.

При этом нужно помнить о родных и близких, им также нужна поддержка, чтобы они понимали последствия травм и могли своевременно помочь своему ребенку справиться с ними.

"Ребенок, а также в уместных случаях родители имеют право на получение информации о всех доступных им видах помощи, они должны иметь способность воспользоваться таким правом при первой же возможности", - рекомендует Айслу Бекмуса.

Дети и правосудие: международный опыт

Во всех случаях с участием детей-жертв или свидетелей должны использоваться меры защиты с целью ограничения их от страха, карательных мер и вторичной виктимизации, которые могут иметь место в процессе участия ребенка в уголовном судопроизводстве.

"Один из руководящих принципов Конвенции ООН о правах ребенка является "право на уделение первоочередного внимания наилучшему обеспечению интересов ребенка" при принятии любого решения, касающегося ребенка", - говорит эксперт.

Иными словами, полиция, суд и прокуратура должны ставить наилучшие интересы ребенка на первое место, включая продолжение судебного разбирательства по делу без участия ребенка-жертвы или свидетеля, если таковое считается необходимым в свете вопросов развития и защиты ребенка.

"На практике данный принцип может быть сбалансирован с правом ребенка принимать участие в слушаниях", - отмечает Айслу Бекмуса.

Наказание за насилие против детей уже ужесточено - советник президента

Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений, утверждают, что дети должны, по возможности, подвергаться только одному допросу.

"Для соблюдения этого правила обычно применяют два разных подхода. В одних странах предпочитают привлекать междисциплинарную команду, включающую следователя, сотрудника службы поддержки жертв, сотрудника службы опеки и так далее, для проведения совместного опроса жертвы или свидетеля дружественным по отношению к ребенку образом. В других странах предпочитают высококвалифицированных специалистов, которые при проведении беседы самостоятельно могут собрать доказательства и информацию о преступлении, необходимую для различных учреждений, оказывающих поддержку ребенку", - поясняет эксперт.

В пример Бекмуса приводит Исландию и модель Barnhaus, где c целью избежания прохождения повторяющихся бесед с представителями различных органов ребенка приглашают в специализированный центр, в котором созданы безопасные для ребенка условия и комфорт.

"Беседу с ребенком проводит подготовленный профессионал, за ходом беседы посредством видеозаписи могут следить представители других органов - полиции, прокуратуры, социальной службы, адвокатуры. Такой подход позволяет проведение уголовного расследования, не нанося вред наилучшим интересам ребенка", - говорит координатор ЮНИСЕФ.

Если повторная беседа необходима и неизбежна, ребенка должен допрашивать один и тот же человек.

"Также нужно отметить, что десять лет назад вступила в силу Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений, известная как Лансаротская конвенция", - указывает она.

Лансаротская конвенция направлена на предупреждение, защиту и судебное преследование за сексуальную эксплуатацию и сексуальные злоупотребления в отношении детей. На данный момент Конвенцию ратифицировали 45 государств-членов Совета Европы, включая Российскую Федерацию. Тунис стал первой неевропейской страной, присоединившейся к данной важной конвенции. Конвенция открыта для любого государства мира и остается наиболее амбициозным и всеобъемлющим международно-правовым документом по защите детей от сексуальных злоупотреблений и сексуальной эксплуатации.

Что нужно знать родителям

Экпсерт ЮНИСЕФ подчеркивает, что в вопросах сексуального насилия в отношении ребенка самым важным аспектом остается его предупреждение.

"Информировать детей о возможных рисках сексуального насилия, в первую очередь, должны родители. Родители должны вселять в ребенка чувство независимости и силы для сопротивления возможному риску сексуального домогательства. Поэтому важны доверительные отношения между родителем и ребенком", - говорит Айслу Бекмуса.

Немаловажную роль в повышении осведомленности детей играет детский сад и школа, ведь там дети проводят большую часть времени.

Также в каждом образовательном учреждении должен быть доверенный специалист, к кому ребенок может обратиться в случае насилия.

"Все специалисты, работающие с детьми, должны быть обучены тому, как определять признаки насилия, ведь часто дети скрывают, что пережили насилие. ЮНИСЕФ совместно с уполномоченными органами открыл программу предупреждения насилия в школах. В пилотных школах были созданы команды школьной безопасности, которые способствовали тому, чтобы дети понимали сущность насилия, учились этичному поведению в школе и могли обратиться к ним в случае насилия", - отмечает она.

Уровень обращения к таким командам рос по мере реализации программы, что говорит о том, что потребность в таких программах существует.

Как защитить ребенка, пострадавшего от насилия

Одной из целей защиты пострадавшего ребенка является предупреждение его вторичной виктимизации в ходе уголовного процесса, а также со стороны общества.

Изнасилование девочки в Сатпаеве: следствие будет закрытым, но законным - Аружан Саин

В первую очередь пострадавшему ребенку необходимо обеспечить защиту его права на охрану частной жизни, неразглашение имени и сохранение в тайне внешности пострадавшего ребенка и недопущение обнародования любой информации, которая могла бы привести к установлению личности ребенка.

"Разглашение информации родственниками ребенка также нарушает право ребенка на защиту частной жизни", - подчеркивает Айслу Бекмуса.

Семья пострадавшего ребенка должна переехать?

Решение о переезде в другой населенный пункт или переходе в другую школу принимается в каждом случае индивидуально с учетом принципа наилучшего интереса ребенка.

"В случае, если не удалось сохранить конфиденциальность пострадавшего ребенка, решение о переезде или смене школы может помочь в процессе восстановления ребенка после случившегося", - говорит эксперт.

При этом однозначно, что лицо, подозреваемое в совершении сексуального насилия в отношении ребенка, должно быть изолировано от ребенка, это в том числе касается родителей и опекунов ребенка.

"Также во многих странах пострадавшего ребенка и семью правоохранительные органы в обязательном порядке информируют об освобождении виновного лица после отбытия наказания, с целью предупреждения дальнейшего контакта пострадавшего с виновным", - обращает внимание специалист Фонда ООН.

Решение об информировании любого услугодателя для пострадавшего ребенка, в том числе в сфере образования, должно приниматься кейс-менеджером, например социальным работником, по согласованию с ребенком и его родителем или опекуном.

"Любая вовлеченная организация или специалист должны следовать строгим правилам сохранения конфиденциальности доверенной им информации", - указывает эксперт.

Родителям тоже нужна помощь

В случае сексуального насилия родители также нуждаются в психологической помощи. Родителям необходимо помнить, что единственный человек, виновный в сексуальном насилии – это насильник, преступник.

"Насилие не вина жертвы или их близких. Поэтому родителям рекомендуется концентрироваться не на том, что произошло, а на том, что можно сделать дальше", - говорит Айслу Бекмуса.

"Молчи, терпи, храни секрет"? Имеет ли право ребенок говорить о насилии

Часто родители запрещают ребенку говорить о том, что с ним случилось, или вообще упоминать, или делиться с друзьями. Причины – стыд или страх, что жертву насилия могут повторно изнасиловать, страх шантажа, страх, что ребенок не сможет создать в будущем семью.

"Поведение ребенка, ставшего жертвой насилия, зависит от многих факторов - личностных особенностей, возраста, уровня доверия к родителям, учителям, социального уклада в обществе и имеющейся инфраструктуры. Например, согласно мировой статистике, только 1% девочек, переживших сексуальное насилие, сообщают об этом взрослым. Многие молчат, потому что насилие совершается близкими людьми или они боятся наказания", - поясняет Айслу Бекмуса.

Она подчеркивает, что каждый ребенок должен иметь доступ к правосудию. Обо всех правонарушениях в отношении ребенка, тем более преступлениях сексуального характера, необходимо сообщать в компетентные органы.

"К сожалению, ввиду действующих социальных норм и страхов, не обо всех преступлениях сексуального характера, особенно происходящих в семейном окружении, сообщается в правоохранительные органы. Это пагубно влияет на ребенка, на его физическое и психологическое здоровье. Необходимо работать над такими нормами, стимулировать своевременное сообщение о насилии в отношении детей и принимать необходимые реабилитационные меры", - констатирует она.

Важную роль в выявлении и сообщении о насилии в отношении детей играют специалисты, работающие с детьми – медики, воспитатели, педагоги, психологи, социальные работники.

В Казахстане уже есть законодательство, обязывающее таких специалистов сообщать о подозреваемых случаях насилия в отношении детей. Чтобы механизм сообщения работал эффективно, важно обучать специалистов навыкам выявления признаков насилия в отношении детей, а также детально прописывать процедуры сообщения о таких случаях. Также важно обеспечивать защиту специалистов, сообщающих о случаях насилия.

В вопросе сообщения о сексуальном насилии в отношении детей также играет важную роль срок давности преступления, определяемый законодательством страны.

В некоторых странах законодательство не ставит ограничение на срок давности по преступлениям сексуального характера, так как жертва сексуального насилия долго не решается рассказать об этом, или не имеет на это возможности.

"Ввиду страха и пережитой травмы дети могут вообще об этом никому не говорить. Важно предусматривать достаточный срок давности, позволяющий пострадавшему достичь совершеннолетия и независимости, чтобы заявить об имевших место фактах. Например, британское законодательство не применяет срока давности к таким преступлениям, французское законодательство устанавливает срок исковой давности в 20 лет после наступления совершеннолетия", - говорит эксперт.

Как получить помощь

Ребенок, подвергшийся насилию, может обратиться за помощью:

• позвонить на Национальную телефонную линию доверия для детей, молодежи и людей в ситуации насилия, которая работает в круглосуточном режиме, по бесплатному номеру 150 или +7 708 106 0810 (WhatsApp);

• написать на сайт www.telefon150.kz

• также можно сообщить о насилии через Telegram-канал "Бала Қорғау" (@bala_qorgau);

• на телефон 102, который работает круглосуточно.

Помощь детям в Казахстане

Осенью 2016 года в Актау был открыт и работает Центр поддержки потерпевших детей и свидетелей преступлений на базе общественного объединения "Мейерим" при представительстве Европейского Союза в Казахстане и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), а также началось пилотирование проекта по реабилитации детей, ставших жертвами и свидетелями преступлений. В суде и ювенальной полиции Актау начали работать комнаты, дружественные к ребенку.

В 2018 году Sputnik Казахстан стал свидетелем того, как подводили итоги и передавали проект в репликацию, то есть воспроизведение по образу и подобию, в других регионах.

Как работают с пострадавшими от насилия детьми в Казахстане

Айслу Бекмуса рассказала, что изменилось в регионе и в Казахстане после запуска проекта.

"НПО "Мейерим" вела мониторинг ситуации в регионе после завершения тестирования услуг в регионе. Согласно официальной статистике, количество преступлений в отношении детей значительно сократилось. По всему Казахстану на 23% сократилось количество преступлений против детей и идет планомерное дальнейшее сокращение. Однако доля преступлений сексуального характера в отношении детей не уменьшается", - указывает она.

Вместе с тем НПО "Мейерим" проводила обучение специалистов по работе с детьми-жертвами и детьми-свидетелями преступлений по запросу других регионов.

"Сотрудники прокуратуры Западно-Казахстанской области были обучены вопросам дружественного интервьюирования детей, судьи Жамбылской и Южно-Казахстанской области прошли обучения по дружественной обстановке в судах. Состоялся обмен опытом с Акмолинской областью", - перечислила Айслу Бекмуса.

Программы и услуги по разработке реабилитационных планов по работе с детьми, ставшими жертвами насилия и свидетелями преступлений, вошли в национальную Дорожную карту по усилению защиты прав ребенка, противодействию бытовому насилию и решению вопросов суицидальности среди подростков на 2020-2023 годы. Ее утвердил премьер-министр Аскар Мамин в марте 2020 года.

"Принятие Дорожной карты позволит реплицировать программы на основе пилотной модели для детей-жертв и детей-свидетелей преступлений по всему Казахстану", - указала координатор ЮНИСЕФ.

Принцип дружественных к ребенку судов продолжает внедряться по всему Казахстану на базе судов по делам несовершеннолетних.

Лента новостей
0