АЛМАТЫ, 6 июн — Sputnik. Первый шеф-пилот Елбасы Нурсултана Назарбаева Ербол Оспанов вышел на пенсию. Свой крайний рейс он совершил по направлению Лондон – Алматы на самолете Boeing 767.
Пилот привез гуманитарный медицинский груз, по его словам, с такой же миссией он совершал и свой первый за трудовую деятельность полет. В аэропорту Оспанова аплодисментами и овациями встретили друзья, коллеги и родственники.
Как Токаеву пришлось работать борт-радистом
Ербол Оспанов на протяжении многих лет работал пилотом у Нурсултана Назарбаева. По его словам, Елбасы - дисциплинированный и спокойный пассажир, всегда вел себя достойно. В основном работал на борту.
"Нурсултан Абишевич регулярно заходил в кабину для пилотов, интересовался активно. За штурвал он не садился, так как это незаконно, на такие авантюры не шли. По сей день я с ним остаюсь в хороших отношениях", - поделился Оспанов.
Ербол Оспанов отметил, что побывал с первым президентом почти во всех странах мира. Шеф-пилот рассказал и о первом их совместном полете. Тогда на борту произошел курьезный случай, и Токаеву пришлось поработать борт-радистом.
Это был апрель 1995 года. Тогда Назарбаев совершал первый визит в Южную Корею. Стоит отметить, что незадолго до этого первый президент набрал 92% голосов на выборах.
"Буквально через две недели мы полетели в Южную Корею. Пролетая над Китаем, мне было поручено послать правительственную телеграмму от Нурсултана Абишевича председателю госсовета Китая. Когда меня вызвали в кабинет президента, рядом сидел Касым-Жомарт Токаев (тогда он был министром иностранных дел) и перевел эту телеграмму на английский язык. Мне дали задание это прочитать, я начал читать диспетчеру управления воздушного движения Китая, и он не смог принять, так как не понял английский", - вспоминает Оспанов.
Было много попыток. В экипаже был один американец, он пытался читать. Но китайцы все равно не могли принять телеграмму, продолжил Ербол Оспанов.
"Мы уже пролетели Урумчи и часть Китая, и телеграмма не могла попасть по назначению. В конце-концов я пошел к охраннику, а он отправил меня к министру иностранных дел. Я пришел к нему и объяснил проблему", - рассказывает бывший шеф-пилот Елбасы.
В итоге Токаев сам пришел в кабину, надел наушники, начал читать телеграмму и посылать ее на землю. В зоне Пекина его телеграмму приняли и выслали в ответ поздравление.
В Казахстане усложнят поступление в Академию гражданской авиации
"Это был яркий полет, когда Токаев работал борт-радистом", - сказал Оспанов.
Первый полет
"Сегодня заканчивается моя карьера как командира воздушного судна коммерческой авиации, это незыблемое правило. Вы знаете, в авиации нет авторитетов, и это вопрос безопасности. Я 15 лет проработал в Air Astana", - говорит он.
Оспанов вспомнил, что в 1972 году, когда начинал свою летную карьеру, даже не предполагал такого развития событий.
"Полеты начинал я с грузового самолета Ан-2, а сегодня закончил полет на грузовом самолете Boeing 767-300. Это даже символично. Мне очень приятно, что все меня так тепло встречают. Я благодарен тому, что мне предоставили возможность выполнить свой крайний полет, несмотря на ограничения из-за пандемии", - признался Оспанов.
Он добавил, что в первом своем полете, на грузовом самолете Ан-2 вез 1,5 тонны вакцины в Маркаколь, Катон-Карагай. В этот раз он отвез в Лондон почти 30 тонн масок и аппараты ИВЛ.
В небе над Москвой появилась оригинальная надпись - видео
Оспанов заявил, что он не прощается с авиацией и полетами навсегда и все еще может вернуться за штурвал самолета.
"У меня наступает ограничение по выполнению полетов командиром на воздушных судах регулярных пассажирских перевозок. Я могу продолжать полеты командиром на частных самолетах, чартерных, грузовых", - сказал он.
Почти 50 лет в авиации
Во вторник, 9 июня, бывшему шеф-пилоту первого президента Казахстана исполняется 65 лет. В этой связи он уходит на заслуженный отдых, налетав за свою профессиональную карьеру 21 000 часов, что эквивалентно почти 2,5 годам.
Ербол Оспанов в авиации почти 50 лет и имеет действующие свидетельства пилота США (FAA ATPL) и Канады (Transport Canada ATPL), проходил обучение в Шеффилдской школе аэронавтики (Флорида, США) и Канадских авиакомпаниях (Ванкувер, Канада).
Руководство авиакомпании и аэропорта Алматы поблагодарило командира за вклад в развитие авиации, вручило цветы и памятный подарок – модель самолета Boeing 767.
"Будучи одним из первых пилотов Казахстана, управляющих современными авиалайнерами концерна Boeing, он способствовал становлению Аir Astana
как ведущей авиакомпании Центральной Азии. Его вклад в обеспечение безопасности полетов и развитие авиации Казахстана неоценим", - поздравил Оспанова президент авиакомпании Air Astana Питер Фостер.
"Мы будем скучать, Ербол Аблаевич, по вам на борту самолета", - сказал глава Air Astana.
Биография Ербола Оспанова
Ербол Оспанов родился 9 июня 1955 года в Усть-Каменогорске. Начал летную карьеру в качестве кадетского офицера Краснокутской летной школы в 1972 году в России. В 1985 году он окончил командный факультет Академии гражданской авиации в городе Ленинграде, получив квалификацию инженера-пилота. В 2002 году получил степень бакалавра права юридического факультета Казахского национального университета имени Аль-Фараби.
С 1992 по 2009 год - шеф-пилот флота Президента Республики Казахстан. Ербол Оспанов начал работать в авиакомпании Air Astana в 2005 году в качестве командира – инструктора Boeing 757/767. Занимал позицию старшего вице-президента авиакомпании по правительственным, законодательным вопросам и безопасности.
Супруга и сын — действующие пилоты Air Astana, дочь также работает летчиком в Англии. Ербол Оспанов говорит, что именно он повлиял на выбор своих детей, причем, не принуждением, а своим примером.
Ербол Оспанов в свободное время занимается спортом, бегом. Ежедневно пробегает 2,5 километра. "Когда бежишь, о полетах не думаешь", - смеется Оспанов.
Сейчас у Ербола Оспанова трехмесячный отпуск. Чем будет заниматься после него, бывший пилот пока не определился.