НУР-СУЛТАН, 8 сен — Sputnik. Некогда преуспевающий инженер в нефтегазовой сфере Жаннель Шаймарданова после развода осталась одна с двумя детьми - грудной дочерью и двухлетним сыном. Позже мальчику диагностировали – РАС (расстройство аутистического спектра).
После бракоразводного процесса 33-летняя мама двоих детей уже не могла сидеть дома в декрете и надеяться на кого-то. Женщине нужно было самостоятельно содержать семью и заниматься здоровьем сына.
Так, молодая женщина решила открыть небольшое ивент-агентство. При этом успевала параллельно заниматься лечением ребенка.
"Из-за диагноза сына не брали практически ни в один детский сад. Мне приходилось реабилитировать его у дорогостоящих специалистов в частных центрах, где за половину дня пребывания я оплачивала 150 тысяч тенге в месяц (390 долларов)", - рассказывает Жаннель Шаймарданова.
Как признается собеседница, ей тогда было важно зарабатывать деньги, при этом всегда находиться рядом со своим больным ребенком.
Проблема с сыном натолкнула на идею
В 2017 году в столице Казахстана проводили международную выставку ЭКСПО. Масштабное событие, которое впервые проводилось в стране, так вдохновило Жаннель Шаймарданову, что она тоже захотела стать частичкой грандиозного мероприятия и внести свой вклад в развитие общества.
"Мне сильно хотелось внести свой вклад. При этом я предложила себя в качестве спонсора проекта ЭКСПО именно павильона Великобритании. Как я оказалась спонсором? У меня после развода осталось три машины, они просто стояли в гараже. Когда мне предложили в ЭКСПО поучаствовать, я сказала, что могу со скидкой возить делегатов, какие-то функции по логистике выполнять", - вспоминает женщина.
После успешной работы на международной выставке ЭКСПО жительница Нур-Султана задумалась над созданием собственного проекта.
"Мне удалось поработать на ЭКСПО, и это стало для меня очень важным моментом в принятии решения об открытии садика, так как благодарные посольства за проделанную мною работу отдали в дар технику и имущество павильонов", - делится собеседница.
Так, девушка нашла помещение, которое арендует по сей день, завезла туда мебель и пригласила специалистов коррекционных классов.
Дети с аутизмом не получают помощи - обращение к главе Минздрава
Не думала, что садик станет инклюзивным
До того, как открыть инклюзивный детский садик в Нур-Султане, Жаннель Шаймарданова вместе со своим сыном съездила на лечение в Санкт-Петербург, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени Бехтерева. В знаменитом институте женщина узнала, как правильно и в каком направлении нужно работать с сыном.
"Я копалась, почему проблемы у моего сына. Сначала я должна была изнутри всю проблему узнать, а потом уже пытаться решать. Потому что в основном у нас родители не узнают, не копают до клеточки, но при этом идут туда, куда не нужно. При задержке психоречевого развития нужно бежать не к логопеду, а к психологу, нейропсихологам, медицинским, клиническим психологам", - рассказывает она.
Инклюзивный детский садик, который действует сегодня в Нур-Султане, не должен был стать специальным центром для особенных детей, признается женщина. Однако все обстоятельства привели к тому, что сейчас в одном месте вместе развиваются, как и обычные, так и особенные детки.
На месте, где сейчас действует инклюзивный сад, раньше работало другое дошкольное учреждение. После его переезда молодая предпринимательница решила арендовать пустующее здание.
Особенные дети показали спектакль в Нур-Султане
"Детский сад с госдотацией, который находился здесь, переехал в другое место. Тогда некоторые родители забрали своих детей, а 70 человек из 140 остались здесь. Они сказали, что им здесь место нравится. Я тогда сказала, что у меня будет здесь спецсадик, я хочу открыть коррекционную группу, к нам будут ходить особенные детки", - вспоминает собеседница.
Тогда на удивление молодой женщины ее идею поддержали многие родители, а также воспитатели, которые ранее работали в детском саду.
Особенные дети хорошо чувствуют себя в нормальной среде
В настоящее время инклюзивный детский сад, который открыла Жаннель Шаймарданова, посещают 75 детей, из них 20 детей с расстройством аутистического спектра.
"У нас шесть групп - из них три группы с инклюзией и коррекционная группа для очень сложных детей с задержкой психоречевого развития. Уникальность проекта заключается в том, что в нашем детском саду обычные дети воспитываются вместе с особенными детьми. Поэтому он инклюзивный. Также у нас работает 21 сотрудник, включая воспитателей, психолога, логопеда-дефектолога, невролога и других", - делится женщина.
По словам владелицы детского сада, нормальная и здоровая среда помогает особенным детям быстро адаптироваться и социализироваться в обществе.
Правозащитники обеспокоены положением детей-инвалидов в Казахстане
"Мы должны быть подготовлены ко всему. Нашим детям завтра идти в школу. Чтобы они не показывали пальцами на особенных детей, они должны об этом знать с детского сада. Мне очень сильно повезло именно с родительницами детского сада. Они дали знать хоть маленькому обществу, что мы должны быть не только образованными, но и цивилизованными", - отмечает предпринимательница.
Инклюзивный детский садик нуждается в поддержке
В настоящее время предпринимательница ищет единомышленников, которые поддержали бы проект финансово. Женщина признается, что содержать и развивать инклюзивный детский садик без дополнительной материальной поддержки очень сложно.
"Ежемесячная арендная плата помещения составляет со скидкой 600 тысяч тенге без коммунальных услуг (1,5 тысячи долларов). Весь текущий ремонт я делаю за свой счет. Сейчас мы ждем конкурса для получения в дальнейшем государственной дотации на всех детей. Родители оплачивают только питание. Все основные расходы несу я сама", - отметила предпринимательница.
Она призналась, что спонсорские средства нужны, в первую очередь, на ремонт котельной, на покупку отопительного котла и угля. Также необходимо оснастить кабинеты коррекции специальной техникой.
Но, несмотря на временные трудности, женщина признается, что ни на секунду не жалеет, что когда-то решила открыть такой детский садик. Ведь он помогает адаптироваться к нормальной жизни десяткам ребятишек и дает надежду их родителям.