АСТАНА, 10 дек – Sputnik, Айгюзель Кадир. Под белым небом декабря Астана с ее "зажигалкой" и "свечками", "чупа-чупсом" и "ракушкой" празднует юбилей: 20 лет назад был принят указ, благодаря которому она восседает на своем железном троне и пока уступать не собирается. Солнечные блики на столичных многоэтажках игриво улыбаются, а члены "первого отряда" еще помнят, как на месте архитектурных форм еще недавно было зловонное болото.
"Я, начальник Генштаба, спал в спортзале"
По приказу Верховного Главнокомандующего страны Нурсултана Назарбаева начальник Главного, а затем Генерального штаба Вооруженных сил Казахстана Бахытжан Ертаев в 1997 году приехал в новую столицу молодой республики. Город стал официально астаной (в переводе с казахского – столица), но еще носил имя Акмола.
"В то время, давайте будем говорить правду в глаза, не все были согласны. Многие наши аксакалы говорили о том, что переезжать не надо со словами "Только развал пошел, страна испытывает экономические трудности, лучше заняться тем-то и тем-то", — поделился ныне депутат мажилиса Ертаев.
Ертаеву было велено исполнять приказ, поэтому о возращении в теплый яблочный город он не думал. Но первые годы в северной столице назвать сладкими можно едва ли.
"Может, все думают, что как только все сюда переехали, то все стало хорошо. Да не так все было! В 97-х годах министерство обороны везде не показывали, мы не знали, где жить. Я, например, начальник генерального штаба, есть свидетели, жил в спортзале какого-то техникума: койка, матрас внизу, матрас сверху, чтобы не замерз. Вот так я жил – начальник генштаба. Об этом я впервые говорю", — рассказал Ертаев.
Народный герой Казахстана (обладатель звания "Халық қаһарманы") в том самом техникуме встречал и военных атташе, и представителей министерств иностранных дел разных стран.
Вспоминая былое
Бывший аким района "Сарыарка" Николай Тихонюк рассказал, как в конце 90-х – начале нулевых на плечи одиноких гостиниц и пары ресторанов легла нелегкая ноша – встречать гостей, но в 1997 году, по его словам, черты будущей Астаны с ее нынешним лоском были уже видны.
"Я родился в Акмолинске, жил в Целинограде, потом в Акмоле, а сейчас живу в Астане. Четыре города, не выезжая из дома. Кто здесь местный, помнит, что попытки создать здесь столицу были в 60-е годы. Приезжал сюда Никита Сергеевич Хрущев (я был тогда школьником), встречали его, флажками махали. Когда было принято решение о создании столицы, я тогда выезжал в Алматы и рассматривал проекты, где будет размещаться столица. 17 вариантов было: и Кызылорда, и Кокшетау, и между Астаной и Карагандой плато", — отметил Тихонюк.
Оглядываясь в прошлое, он вспомнил, как приходилось начинать трудовые будни с раннего утра, а заканчивать, когда часы звонко произносили – "двенадцать".
"Молодые говорят, вот сейчас тяжело. Вы знаете, но, честно говоря, иногда посмотришь, какая бюрократия в наших акиматах. В наше время такого не было. Если человек обращался за каким-то вопросом, то максимально в течение месяца решали это. Сейчас немного по-другому. Может, я все-таки по-старчески рассуждаю. Конечно, у акимата большая и сложная работа. Когда я им что-то начинаю говорить, они отвечают: "У вас были одни масштабы, у нас другие", − сказал Тихонюк.
Любимые места
Изменения не обошли стороной и берег Ишима – любимое место влюбленных, туристов и продавцов ягодных сиропов. За два десятка лет здесь начали кружиться головы не только от аттракционов.
В самом начале 21 века в город с большими надеждами переехала председатель районной организации ветеранов Сакен Даулетова. Последовав за своей дочерью, в 2000-м году она открыла для себя новые возможности и не жалеет о своем выборе.
"Тогда еще город только строился, но набережная была такая красивая. Это мое любимое место в Астане. Когда впервые увидела ее, то сказала дочери, что она меня в рай привезла. Настолько я была счастлива. Дома-пятиэтажки были только. Зима была замечательной. Воздух мне понравился", — поделилась Сакен Даулетова.
Главное "дерево" столицы – Байтерек, куда по традиции всякий интурист попадает в первую очередь, как оказалось, имеет особенное значение Бахытжана Ертаева.
"Как говорит наш великий поэт Олжас Сулейменов, я восхваляю степь, не обижая горы. Мое любимое место – это Байтерек и прогулки возле фонтана. Раньше на месте Байтерека чистое поле было. Министра связи Серика Буркитбаева (экс-министр транспорта и коммуникаций – прим.) глава государства вызвал и дал поручение: "Вот здесь будет что? Будет Байтерек". Все, и пошли дальше. Никаких разговоров, замешательств, отговорок не было", − вспомнил Ертаев.
А вот бывшему акиму Сарыаркинского района Тихонюку дышится легко как на правом, так и на левом берегу.
По его словам, по первоначальному варианту город был поделен на две части – в одной должен был находиться только административный центр. Но идея не прижилась, поэтому на левобережье появились жилые дома.
"Надо понимать, что выход из любого кризиса − это строительство. Когда мы начали строить столицу, строил весь Казахстан, не Союз. У нас не было других людей, одни казахстанцы. Многие говорили, что через годик другой вернутся в Алматы обратно. Пугали здесь всех, что комары как воробьи и жуткий холод. Тем не менее, все выжили. Все радуются", — добавил Тихонюк.