АСТАНА, 3 мая — Sputnik, Катерина Клеменкова. Много лет школьные учебники по истории умалчивали о том, что солдат из Казахстана Рахимжан Кошкарбаев и его однополчанин Григорий Булатов первыми подняли над Рейхстагом победное знамя. Это случилось 30 апреля 1945 года в 14 часов 25 минут.
Он не считал это подвигом
В Астане стоит памятник: ликующе взлетели бронзовые руки, победно вскинуто развевающееся на ветру знамя. "Это Победа!" — возвещает огромный бронзовый солдат Рахимжан Кошкарбаев. И все, кто проходит мимо, останавливает свой взгляд на легендарном герое.
"А между тем отец не считал, что совершил подвиг. Он говорил, что ему просто повезло одним из первых выполнить приказ — приказ водрузить знамя победы над Рейхстагом. Это событие отец называл "Его Величество случай". "Был бы кто-то другой на моем месте, сделал бы то же самое", — так он мне говорил", — рассказывает дочь героя Великой Отечественной войны Алия Кошкарбаева.
Нас убьют, и никто знать не будет
Телеграмма Путину: "Восстановите справедливость!"
Двенадцать лет назад, 7 мая 2005 года, историк Булат Асанов послал телеграмму на имя президента России Владимира Путина с просьбой восстановить историческую справедливость в отношении лейтенанта Кошкарбаева.
"Мне неловко ставить под сомнение миф о том, что Кантария и Егоров первые и главные знаменосцы Победы, — говорит Булат Асанов, — но знамя над Рейхстагом было водружено 30 апреля 1945 года в 14:25 по берлинскому времени и сделали это Рахимжан Кошкарбаев и Григорий Булатов. Об этом сообщил Левитан по Всесоюзному радио. И этот факт имеет множество документальных подтверждений", — рассказал Sputnik Казахстан Асанов.
Впрочем, в июле 2005 года институт военной истории России ответил на телеграмму Асанова письмом, в котором было написано:
Выдержка из письма Института военной истории России Булату Асанову
Потому что герой
Все точки над "i" в таком символическом действии победы, как первое знамя над Рейхстагом, были расставлены 15 июля 2005 года. Но сами герои об официальном признании их подвига не узнали — Булатова не стало в 1973-м, а Кошкарбаева — в 1988-м.
9 мая ни слова о войне
Алия вспоминает, что каждый год 9 мая у них в доме праздновали Победу: накрывали дастархан с угощениями, встречали гостей.
"Но отец всегда был сдержанный в этот день и никогда не выказывал своих чувств. По нему нельзя было сказать, что у него на душе. Думаю, что это война его так закалила. 9 мая он всегда знал, что его пригласят на разные мероприятия, что у нас будут гости… но он никогда не делился своими сокровенными мыслями, особенно о войне — такого вообще никогда не было", — рассказывает дочь героя.
А еще Рахимжан Кошкарбаев не любил смотреть фильмы о войне. "Отец говорил, что это всё сказки, на войне все было не так, как показывают в кино. Вообще, многие, кто воевал, не смотрят фильмы о войне, не только мой отец. Условность какая-то, натянутость. Единственный фильм, который отец посмотрел, и то постольку-поскольку, это "Освобождение". Вот он посмотрел этот фильм, о котором все так шумели, и сказал, что очень многое исказили, очень многое было не так", — говорит Алия.
Таким был штурмовавший Рейхстаг герой-знаменосец, так отчаянно рисковавший жизнью в последние дни войны, перед самой Победой…
Редакция Sputnik Казахстан выражает благодарность архиву кинофотодокументов и звукозаписей Республики Казахстан за предоставленное видео.