ПЕТРОПАВЛОВСК, 18 июн — Sputnik. В селах Северо-Казахстанской области питьевую воду дают по часам, представители водоснабжающего предприятия винят в нехватке воды самих сельчан, передает корреспондент Sputnik Казахстан.
Жители районов области стали жаловаться на перебои в подаче питьевой воды с наступлением летнего периода. Сельчане возмущаются из-за жестких графиков подачи воды и отсутствия напора в сетях и признаются, что снова, как в тяжелые времена, вынуждены набирать воду из озер и котлованов.
К примеру, жители села Кондыбай Уалихановского района год назад заплатили по 100 тысяч тенге, чтобы провести воду в дома, но теперь они не могут набрать ее даже по графику.
"В нашем районе на лето установлен такой график подачи воды: с 6 до 9 часов, с 11 до 14, с 18 до 21 часа. Причем с пункта раздачи воды предусмотрен отпуск всего по одной фляге на семью. В Кишкенеколе (районном центре) вода в эти часы бежит нормально, а у нас же даже в часы подачи вода бежит тоненькой струйкой, без напора", - рассказали жители села Кондыбай.
Они сетуют, что за водой для стирки и бытовых нужд им приходится ездить на котлован, а из него и скот пьет, и машины здесь моют.
"А что делать, берем воду из котлована, хотя выглядит она ужасно – грязная, с хлопьями грязи. Но у нас просто нет другого выхода. То, что успеваем нацедить за часы подачи из крана, используем исключительно для питья. Особенно возмутительно, что происходит все это во время пандемии коронавируса, когда нас призывают соблюдать чистоту, чаще мыть руки. А чем нам мыть их? Приходится грязную воду использовать", - возмущаются сельчане.
О подобных проблемах с подачей воды рассказывают жители и других районов области – Магжана Жумабаева, Тайыншинского, Аккайынского.
Перебои с водой близ Нур-Султана: решится ли проблема этим летом
"Сами виноваты"
Сложившуюся ситуацию на брифинге в региональной службе коммуникаций прокомментировали руководитель управления энергетики и ЖКХ Северо-Казахстанской области Адильбек Аубакиров и директор филиала "Есиль су" РГП "Нуринский групповой водопровод" Канат Аскаров.
Спикеры заявили, что сельчане сами виноваты в нехватке питьевой воды, поскольку тратят ее расточительно и не берегут.
"Да, поступают многочисленные жалобы по поводу снижения давления воды в водопроводе в населенных пунктах. В настоящее время в связи с наступлением летнего периода и повышением температуры воздуха резко увеличился объем потребления воды населением. Это сказывается на функционировании групповых водопроводов и внутренних систем водоснабжения в самих населенных пунктах. Население расточительно относится к использованию воды и тратит ее не по назначению", - заявил Адильбек Аубакиров.
Питьевая вода в Казахстане за год подорожала на 10%
По его словам, питьевая вода используется для полива зеленых насаждений, мытья машин, водопоя домашних животных, что противоречит нормативно-правовым актам, Водному кодексу. В соответствии с пунктом 5 статьи 90 кодекса, использование вод, пригодных для питьевого водоснабжения, для иных целей не допускается.
Аубакиров также отметил, что имеют место незаконные самовольные врезки потребителями в водопроводы, что также увеличивает разбор воды, а ее учет не ведется.
"Люди не принимают меры по рациональному использованию воды. Более того, напрямую шлангами подключаются к колонкам для личного удобства для наполнения емкостей, для полива насаждений и прочих хозяйственных нужд. Все это в целом отрицательно влияет на давление в водопроводной трассе, на дефицит питьевой воды. Вода - это иссякаемый природный ресурс, просим население бережнее относиться к питьевой воде", - заключил Аубакиров.
Вода круглые сутки?
Директор филиала "Есиль су" Канат Аскаров на брифинге проинформировал, что предприятие подает воду в 214 сельских населенных пунктов 11 районов Северо-Казахстанской области. По его словам, пользуются люди водой активно, а вот платить за нее зачастую не хотят. На сегодняшний день дебиторская задолженность районов перед филиалом составляет 57 миллионов тенге, в том числе райцентры задолжали 39 миллионов.
"Но подача воды все равно идет, причем в большем объеме, чем положено по договору. Договорной объем подачи воды в области за пять месяцев составляет 1 миллион 450 тысяч кубометров, но фактически мы поставили 1 миллион 680 тысяч. То есть 116%. Превысили договорные обязательства. Вопрос в другом – в расточительном отношении к воде. Хотелось бы, конечно, чтобы люди уважительнее относились к воде", - заявил Канат Аскаров.
При этом руководитель филиала "Есиль су" заверил, что воду предприятие подает 24 часа в сутки.
"3 тысячи километров - общая протяженность наших водопроводов, из них 1 900 отслужили по 45-55 лет, то есть устарели, изжили себя. Но тем не менее вода подается в обычном режиме. Местным органам необходимо регулировать только воду, подаваемую внутри. Внутри разводящие сети к нам не относятся. Там, где остро стоит вопрос нехватки воды, причина проблемы – повышение температуры воздуха, увеличение разбора воды в пиковый период. Но наш филиал подает 24 часа в сутки!" - подчеркнул Аскаров.
Нет воды и света: буран вызвал коллапс в Костанайской области
Он также отметил, что если происходит авария, то она устраняется в течение суток.
"Все быстро делаем. Но населенные пункты должны иметь запасы воды на такие случаи", - сказал он.
По словам Аскарова, из 214 населенных пунктов в 136 резервуаров с запасом воды нет.