На правительственном часе в мажилисе Жумабаева напомнила, что в Казахстане в прошлом году на месяц был объявлен режим ЧП в связи с пандемией коронавируса. По закону срок ЧП не может превышать 30 дней, поэтому по окончанию этого срока страна оказалась в состоянии "правовой турбулентности".
"Теперь бизнес почти два года находится вне правового поля, потому что понятие "карантинные меры" не содержит ни один закон, ни один нормативно-правовой акт. Следствием этого является беспредел мониторинговых групп. Депутаты неоднократно указывали на неправовой характер деятельности этих групп и налагаемых ими штрафов", - сказала Жумабаева.
Вместо единых санитарных требований в регионах даже при похожей эпидситуации вводились разные ограничения, добавила парламентарий.
Применение норм КоАП о нарушении карантинных мер приводит к необоснованно завышенным штрафам. Так, за отсутствие ковриков и санитайзеров предприниматель привлекается по статье 425 Кодекса об административных правонарушениях. Штраф составляет от 670 тысяч до 4 млн 670 тысяч тенге. За такое же нарушение в условиях ЧП был предусмотрен штраф 10 МРП – это примерно 30 тысяч тенге.
"Конечно же, социальная опасность этого правонарушения с окончанием ЧП не возросла в 150 раз, просто данные статьи не содержат объективной части правонарушений в условиях карантина. Нет четких правил карантинных мер. В результате в условиях пандемии бизнес все больше страдает не от самих запретов, а от неопределенности", - продолжила Жумабаева.
Помимо этого, бизнес, едва начав работать после локдауна, столкнулся с введением новых форм отчетности и пилотных проектов по маркировке в СНТ, которые не просто затратны, а фактически приводят к банкротству, возмутилась депутат.
"Поэтому ограничения на новые обязательства для бизнеса в период карантина также должны быть закреплены законом. Учитывая, что пандемия коронавируса самым неприглядным образом обнажила нашу действительность и показала несостоятельность действующего законодательства регулирования текущей ситуации, депутаты фракции "Ак жол" отмечают необходимость закона о карантинных мерах, в котором будут предусмотрены порядок, сроки и условия введения карантина, определен орган, полномочный устанавливать карантинные меры, его компетенция и ответственность за принятые решения", - заключила Жумабаева.