Много интересных монументальных работ периода советского Целинограда были утрачены, рассказал Sputnik Казахстан инициатор проекта "Fading.TSE: Ретроспектива столицы" Темиртас Искаков.
"Это мозаики Михаила Антонюка на здании Целинэлектростройсеть, музыкальной школы и в интерьере почтамта (в соавторстве с Василием Товтиным); фонтаны с рельефом и мозаикой из смальты на городской площади и возле дворца "Жастар", выполненные Юрием Александровым; деревянные мозаики – маркетри Василия Товтина в интерьере Дворца торжественных обрядов, который снесли в 2000 году", - рассказал Искаков.
Дворец торжественных обрядов находился на пересечении Республики-Иманова и был образцом настоящего синтеза искусств, продолжил он.
"Горожане до сих пор не понимают, зачем надо было сносить здание, которому было всего 18 лет. На месте снесенного дворца уже более 20 лет не могут достроить ТРЦ", - добавил Искаков.
Законом охраняется всего лишь одна мозаика
В столице, по словам Искакова, сохранилось около десяти советских мозаик, которые представляют наибольший интерес. Есть несколько мозаик, которые несут только декоративную функцию, сказал он.
"К сожалению, сохранением мозаики в городе никто целенаправленно не занимается, а зря – ведь это очень ценные артефакты как с историко-культурной, технологической, образовательной и художественной точек зрения и как объекты коллективной памяти. Единственная мозаика, которая охраняется законом и официально является памятником, то есть входит в Государственный список памятников истории и культуры местного значения – это два мозаичных панно на фасаде бизнес-центра "Оркен" по проспекту Бейбитшилик", - отметил Искаков.
Остальные же мозаики, по его словам, постепенно разрушаются сами, так как за ними нет никакого ухода.
"Либо их можно запросто демонтировать, закрасить или скрыть облицовкой от горожан. То есть судьба почти всех мозаичных панно и других монументальных работ находится в руках собственника здания", - сказал Искаков.
Загадка мозаики на "Доме печати"
Мозаичное панно "Печать" расположено на фасаде здания бывшего полиграфического комбината.
Авторы – целиноградские художники Михаил Антонюк и Василий Товтин изобразили юношу и девушку на фоне раскрытой книги, из которой вылетают листы советских газет с названиями.
Слева и справа от композиционного центра – лица поэтов и писателей.
Разгадать загадку мозаики, узнать, кто есть кто, удалось лишь частично, ответил Искаков.
"Из беседы с коллегами и семьей автора работы, Михаила Антонюка, удалось узнать, что художники запечатлели в панно "Печать" не только известных писателей и поэтов, но и, например, героя Советского Союза Маншук Маметову (фабрика имени которой располагалась напротив этого здания), царицу Томирис, а также лица своих друзей и коллег по цеху – архитектора Ергали Нурмагамбетова и художника Алексея Порунина. Сказать сейчас наверняка, кто есть кто, я думаю, уже не представляется возможным, так как самих авторов с нами нет", - сказал Искаков.
Но тем даже интереснее и любопытнее эта работа для зрителя, ведь каждый увидит в работе что-то свое, уверен он.
"Их можно разглядывать очень долго и находить что-то новое при свежем взгляде. То есть даже для одного и того же человека эти мозаичные панно с рельефом каждый раз открываются с новой стороны. Это и есть, на мой взгляд, настоящее искусство и торжество художественного таланта", - считает Искаков.
Он отметил, что проект "Fading.TSE: Ретроспектива столицы" при изучении работ опирается на каталоги выставок Союза художников, биографии авторов, справочников по архитектуре и краеведческие монографии.
"Мы консультируемся с авторами, если нам известны их имена, и они живы, их коллегами или наследниками. Не менее важным источником выступают и сами горожане – их знания и воспоминания о тех или иных работах. Так, например, мы узнали, что лица героев росписи во дворце "Жастар" были написаны с натуры – то есть на них изображены строители бывшего целиноградского Дворца молодежи. Тоже самое и с мозаикой в школе-гимназии №14 – выпускники школы рассказали, что автор запечатлел в образах персонажей учеников и учителей школы", - сказал Искаков.
Почему важно сохранять мозаичные панно
Мозаичные панно имеют нравственную и воспитательную ценности, подчеркнул Дэннис Кин (Dennis Keen), исследователь и автор проектов Walking Almaty и Monumental Kazakhstan.
Дэннис много лет занимается изучением и адвокацией монументального искусства Казахстана.
"Важно понимать, что большая часть монументального искусства Казахстана имела лишь небольшое содержание идеологического характера – отсылки к коммунистической партии, Советскому Союзу и так далее. Они обычно были посвящены темам, которые носят широкий гуманистический характер: образование, здравоохранение, досуг, сохранение культуры и так далее. В этом ключе они актуальны и по сей день. Во-вторых, работы имеют материальную ценность, так как были созданы талантливыми мастерами, которые использовали высококачественные и дорогие материалы, как смальта", - ответил он Sputnik Казахстан.
Не все, но многие работы имеют материальную ценность, способны передавать глубокие чувства и эмоции, подчеркнул он.
Важно отметить также историческую ценность, так как произведения напоминают людям об уникальном периоде времени, транслируя события ушедшей эпохи, заключил Дэннис Кин.