Годовщина катастрофы с Bek Air – что произошло за год после трагедии

© Photo : Пресс-служба Международного аэропорта АлматыСамолет Bek Air, разбившийся в Алматы - фото с места происшествия
Самолет Bek Air, разбившийся в Алматы - фото с места происшествия - Sputnik Казахстан
Подписаться
Рейс Алматы - Нур-Султан с 93 пассажирами на борту пропал с радаров сразу после взлета. Самолет рухнул при взлете, погибли 13 человек, позже скончался еще один

АЛМАТЫ, 27 дек — Sputnik. Сегодня ровно год с момента авиакатастрофы Bek Air, произошедшей в нескольких километрах от воздушной гавани Алматы. Дело до сих пор не закрыто, однако уже становится понятно, что трагедия произошла не просто из-за случайности, а из-за целой цепи непрофессиональных действий, поэтому это ЧП и спустя год остается под пристальным вниманием казахстанцев, требующих рассказать им правду об этом роковом рейсе.

Жертвы трагедии

При взлете, врезавшись в бетонное ограждение, самолет упал на стоящее двухэтажное здание в одном из поселков близ города. 

"Погибли 14 человек. Один человек скончался в городской клинической больнице № 4", - сказал глава управления охраны общественного здоровья Тлеухан Абильдаев на пресс-конференции в международном аэропорту Алматы.

В числе погибших был и один из пилотов рухнувшего судна.

С последствиями ЧП боролись 976 человек и 70 единиц техники, выехали 33 бригады скорой медицинской помощи. В этот же день пресс-служба министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана сообщила, что работа казахстанской авиакомпании Bek Air приостановлена.

По факту чрезвычайного происшествия была создана правительственная комиссия, которая вылетела на место происшествия.

Пассажиры рухнувшего самолета близ Алматы выбирались самостоятельно через иллюминатор, сообщил Sputnik Казахстан выживший Аслан Назаралиев. Пострадавшие, по его словам, ждали помощи по меньшей мере 20 минут.

"Я начал внимание обращать тогда, когда левое крыло начало трясти, потом – правое. Я помню отчетливо, что был треск. Как будто кто-то дернул самолет. Удары в основном пришлись до 14 ряда. Точно помню, как с левой стороны кого-то зажало. Никто нас не эвакуировал. Мы сами выбирались через аварийное окно с правой стороны, не помню, кто его открыл. Все хаотично начали лезть на крыло, оно было скользкое, все падали там. Потом мы начали помогать тем, кто пострадал. Все стояли на снегу, на улице. Через минут 20, кажется, подошла одна машина. Через 5-10 минут еще появились пожарные, через 15 минут подъехала машина, в ней медработники, кажется, были", - рассказал выживший пассажир.

Информация о самолете

Возраст: воздушному судну Fokker 100 было 23 года

Дата выпуска ВС UP-F1007: 8 апреля 1996 года.

ВС впервые было внесено в госреестр гражданских воздушных судов Казахстана 3 июля 2013 года под регистрационным номером: UP-F1007.

Дата выдачи сертификата летной годности: 22 мая 2019 года.

Срок действия сертификата летной годности: до 21 мая 2020 года.

Действующий сертификат эксплуатанта был выдан АО "Бек Эйр" 12 ноября 2019 года.

Что произошло с самолетом во время ЧП

Как сообщил заместитель премьер-министра Казахстана Роман Скляр, на взлетно-посадочной полосе было обнаружено два последовательных касания хвостовой части воздушного судна с интервалом 300-400 метров.

То есть при взлете воздушное судно дважды задело хвостовой частью взлетно-посадочную полосу. Затем самолет развернуло вправо по окончанию взлетно-посадочной полосы.

"Шасси к этому времени уже было убрано, то есть воздушное судно пыталось взлететь. Резко крен пошел вправо, самолет столкнулся с забором и частным домом, в котором никого не было. Воздушное судно было разбито на две части. В основном погибли пассажиры, которые были в носовой части данного воздушного судна", - сказал Роман Скляр.

Расследование крушения самолета Bek Air

Министерство внутренних дел начало досудебное расследование по статье 344 части 3 Уголовного кодекса ("Нарушение правил безопасности и эксплуатации воздушного транспорта").

Бортовые самописцы разбившегося под Алматы самолета Bek Air были переданы в Межгосударственный авиационный комитет (МАК), штаб-квартира которого находится в Москве, еще в декабре 2019 года.

Правительственная комиссия, созданная в Казахстане, озвучила 10 января предварительные причины крушения самолета авиакомпании Bek Air.

"Отложение льда на поверхности судна, простоявшего на стоянке около двух суток – рассматриваемая версия крушения. Основная версия – обледенение воздушного судна", - сообщил заместитель премьер-министра Роман Скляр.

Генеральный директор МАК Виктор Сороченко заявил, что на полное расследование причин крушения самолета может уйти больше года.

Глава авиакомпании Bek Air Нурлан Жумасултанов согласился с предварительной версией правительственной комиссии об обледенении разбившегося в Алматы воздушного судна Fokker-100.

Спустя месяц после трагедии стало известно о том, что скончался второй пилот рухнувшего воздушного судна.

Последнего пострадавшего в авиакатастрофе выписали из больницы лишь 7 марта. Он перенес восемь операций.

Замедление расследования из-за коронавируса

Коронавирусная пандемия замедлила расследование авиакатастрофы с самолетом Bek Air, сообщали в октябре в министерстве индустрии и инфраструктурного развития Казахстана в ответ на наш запрос.

Комиссия ожидает официальный отчет по математическому моделированию указанного авиационного происшествия, проведение которого в рамках расследования было поручено Королевству Нидерланды как стране, представляющей разработчика и производителя воздушного судна. На тот момент ответ еще не был получен

"Эти отчеты необходимы комиссии по расследованию для продолжения работы", - добавили в ведомстве.

В декабре этот отчет пришел.

Выплаты компенсаций

Тем временем суд обязал Bek Air вернуть пассажирам деньги за билеты. Однако судебные разбирательства проходят до сих пор. В последний раз суд прошел в минувшем ноябре. Тогда авиакомпанию обязали выплатить пассажирам почти 34 миллиона тенге.

Как рассказал представитель истцов, в скором времени на Bek Air будет подан четвертый иск о возмещении требований. По его словам, новые заявления от несостоявшихся пассажиров поступают на ежедневной основе.

"Более 50 человек еще обратились. В среднем каждый день 5-7 обращений поступает. Будем подавать отдельный иск от их имени. Люди говорят, что не знали о том, что можно подать в суд и возместить свои потраченные на отмененные рейсы деньги. Мы будем ждать до последнего клиента, будем дополнять исковые требования, чтобы каждый смог вернуть свои средства", - сказал представитель истцов.

Авиакомпания проигрывает суд за судом, однако пассажиров, которым не вернули деньги за отмененные рейсы, еще много, заявил их представитель.

Страховые выплаты

"Страховой полис перед пассажирами был оформлен в АО "Страховая компания "Amanat". На сегодняшний день страховой компанией произведены соответствующие страховые выплаты пассажирам и их семьям в соответствии с действующим законодательством. На сегодняшний день страховой компанией "Amanat" произведена выплата на погребение 7 пассажиров (100 МРП), родственники которых обратились в компанию, на лечение 32 пассажиров (до 200 МРП), обратившихся в компанию. Единовременная страховая выплата за погибшего пассажира произведена 9 родственникам пассажиров (5 000 МРП), за инвалидность 2 группы 2 пассажирам (от 2 500 МРП до 5 000 МРП)", - рассказали Sputnik Казахстан в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития Казахстана.

Там добавили, что в общей сложности страховой компанией произведены соответствующие страховые выплаты в размере 119 290 521 тенге.

Кроме этого местными исполнительными органами было выплачено по 4 миллиона тенге 12 семьям погибших, и по 1 миллиону тенге - пострадавшим в авиакатастрофе.

Лента новостей
0