Чем опасно употребление фруктозы

© Photo : СС0 / PexelsСахар
Сахар - Sputnik Казахстан, 1920, 31.08.2021
Чрезмерное потребление фруктозы может привести к развитию подагры, кроме того, заменитель сахара может пагубно влиять на почки и печень

НУР-СУЛТАН, 31 авг — Sputnik. Китайские ученые опубликовали в журнале Chinese Medical Journal обзорное исследование, посвященное метаболизму фруктозы в организме. Авторы делают выводы о том, что увеличение потребления фруктозы может привести к дисбалансу метаболических путей и вызвать различные заболевания.

Сколько сахара можно съедать в день без вреда для здоровья

В наше время люди употребляют все больше полуфабрикатов, фаст-фуда и готовых напитков. Все эти продукты содержат добавленный сахар. В совокупности с малоподвижным образом жизни этот сахар становится одним из факторов риска развития различных метаболических нарушений, диабета, жировой болезни печени и болезней сердца.

Чтобы снизить этот риск, многие люди переходят на продукты с диетическим заменителем сахара — фруктозой. Китайские исследователи оценили возможные последствия такого перехода.

"Наш обзор предоставляет всестороннюю информацию о прогрессе в изучении молекулярных и клеточных аспектов метаболизма фруктозы и ее роли в развитии метаболических заболеваний. Эти данные помогут в разработке новых диагностических, профилактических и терапевтических стратегий при метаболических заболеваниях", — цитирует РИА Новости слова ведущего автора исследования профессора Чжана Вейпина (Zhang Weiping) из Тяньцзиньского медицинского университета.

Какая еда провоцирует целлюлит

Большая часть фруктозы в организме человека абсорбируется клетками, выстилающими кишечник. Интенсивность всасывания определяется белковыми транспортерами GLUT5 и GLUT2, экспрессируемыми клетками кишечника. Эти рецепторы активируются в ответ на уровень фруктозы — то есть чем больше человек ест сахара или фруктозы, тем больше ему хочется сладкого. Дефицит же GLUT5 и GLUT2 может привести к нарушению абсорбции фруктозы и дисфункции кишечника.

После того, как фруктоза попадает в кровоток, ее уровень в крови контролируют почки и печень — важнейшие центры метаболизма. В этих органах фруктоза перенаправляется на производство глюкозы посредством процесса, называемого глюконеогенез. Однако эта реакция требует разрушения молекул АТФ — основного источника энергии в клетках.

Сахар в Казахстане - интересные факты

Таким образом, пишут авторы, чрезмерное потребление фруктозы может привести к истощению АТФ в клетках, что активирует другой метаболический путь, в результате которого в крови и суставах начинает накапливаться мочевая кислота, провоцирующая развитие подагры. Кроме того, потребление фруктозы вызывает повышение уровня холестерина и накопление абдоминального жира.

Предупреждают ученые и о риске генетических изменений. На уровне генов метаболизм фруктозы регулирует белок ChREBP, участвующий в абсорбции, переносе и разложении сахаров. Исследования на мышах показали, что ChREBP также необходим для абсорбции и выведения фруктозы. Однако, как пишут авторы, молекулярные механизмы, регулирующие активацию ChREBP в ответ на стимуляцию фруктозой, пока недостаточно изучены.