Когда экономика сильнее политики, а ракеты - это аргумент

© Sputnik / Александр НатрускинРостислав Ищенко
Ростислав Ищенко - Sputnik Казахстан, 1920, 07.07.2021
Подписаться
Будет ли Молдова сотрудничать с Россией, если на выборах в парламент победят прозападные силы? Как Москва поддержит Центральную Азию в противостоянии Талибану*? И что нужно сделать Беларуси, чтобы быстро восстановиться после санкций ЕС?

 На эти вопрос в интервью Sputnik отвечает политолог Ростислав Ищенко.

Санду не выступит против Москвы

В Молдове рейтинги блока Партии социалистов и Партии коммунистов почти сравнялись с показателями пропрезидентской партии "Действие и солидарность" (ПДС). Результаты опросов предоставила 5 июля Ассоциация социологов и демографов Молдовы – за социалистов и коммунистов готовы проголосовать 37,1%, а за ПДС – 37,4%.

Эти цифры показывают: независимо от того, какая партия выиграет на досрочных парламентских выборах 11 июля, в стране сохранится политический баланс, считает Ростислав Ищенко.

Тысячи людей выстраиваются в очередь за российской вакциной в Молдове

"Перевес любой политической силы будет небольшим. Эта тенденция сохраняется на протяжении лет 20-25: партии сменяют друг друга, и ничего не изменилось ни во внутренней, ни во внешней политике Молдовы, - заявил он. – Та же Майя Санду – она стала президентом впервые, но у власти находится весьма давно, поэтому мы знакомы с политикой всех партий и знаем, чего ожидать".

Хотя в Молдове часто президент представляет одну политическую силу, а парламент – другую, возникающие между ними трения сглажены, подчеркивает политолог. "Бывают уличные выступления, бывает правительство меняется, но это не переходит, как в случае с Украиной, в формат гражданской войны", - объясняет Ищенко. И добавляет: Майя Санду, будучи сторонницей Запада, стремится сохранить экономические связи с Россией.

"В Молдове специфическое производство, сельскохозяйственное, - говорит эксперт. – Вы представляете французов или итальянцев, покупающих молдавское вино? Или болгар, которые вместо своих помидоров покупают молдавские? Выбора особого нет, поставлять все это можно только в Россию, а значит, любое молдавское правительство будет за нее держаться. Проевропейские политики реально хотят поддерживать отношения с Россией, но место Молдовы видят в Европе, однако не путем разрыва экономических и политических связей с Москвой".

Молдове стоит опасаться Украины

Проевропейских политиков во многом сдерживает раскол в националистическом лагере Молдовы – он делится на молдаванистов и румынофилов, поясняет Ростислав Ищенко. "Румынофилы выступают за то, чтобы Молдова интегрировалась в состав Румынии, говоря, что молдаване – это румыны, и половина Молдовы давно уже в Румынии, поэтому надо восстановить историческую справедливость", - говорит политолог.

Каковы перспективы военного блока Грузия – Молдова – Украина

Основным плюсом от слияния с Румынией такие политики называют возможность оказаться в ЕС и НАТО. Однако большинство граждан Молдовы, по мнению эксперта, относятся к такому варианту развития событий скептически.

"Евросоюз богатства Румынии не принес, - рассуждает Ищенко. – К тому же объединение Молдавии и Валахии было достаточно искусственным. Поэтому у молдаван и румын похожий язык, похожая история, но молдаване – это другой народ, и он хочет сохранить собственное государство".

У Молдовы и так есть территориальные проблемы, связанные с Приднестровьем, напоминает эксперт. Впрочем, парламентские выборы вряд ли приведут к напряженности в регионе, утверждает Ростислав Ищенко.

"Да, Молдова выступала с требованием отозвать российских миротворцев (Майя Санду в ноябре 2020 заявила о необходимости вывести российских военных из Приднестровья – прим. ред.), - говорит политолог. – Но 30-летний опыт показывает, что провокаций со стороны Молдовы нет. Однако Приднестровье граничит с Украиной, а политики в Киеве непредсказуемы".

В ситуации с Талибаном поможет Россия

Один из важнейших вопросов международной повестки дня – ожесточенные бои между правительственными силами Афганистана и радикальным исламистским движением "Талибан"*. По данным таджикистанского Госкомитета нацбезопасности, талибы взяли под контроль 70% линии границы с Таджикистаном. Сейчас ситуация во многом зависит от действий России, полагает Ростислав Ищенко.

"Правительство Афганистана не в состоянии сопротивляться "Талибану"*, и позиция России здесь понятна: мы не будем вас ("Талибан"* - прим. ред.) трогать, но и вы линию не пересекайте, Средняя Азия вас не касается, - рассуждает эксперт. – Надо еще учитывать, что в приграничной зоне Афганистана живут таджики и узбеки, а талибы – это пуштуны. До сих пор у них плохо складывались взаимоотношения в рамках одного государства".

Самый оптимальный вариант, по мнению Ищенко, это договоренность России с талибами "о создании более-менее устойчивого правительства" в Афганистане с представителями всех этнических групп. "В этом случае у России есть серьезный аргумент – современные ракеты, - считает политолог. – Их у России достаточно. Поэтому "поджог" Центральной Азии не выгоден никому".

Как Беларуси восстановиться после санкций

Власти Беларуси пытаются компенсировать убытки, вызванные санкциями ЕС, и хотят переориентировать поставки на азиатские рынки, а также развивать Союзное Государство. Но важно понимать, что в обоих процессах Минск столкнется с рядом вызовов, говорит Ищенко.

Если речь идет о сотрудничестве Беларуси с Россией, то формы экономик двух стран все еще разные, уточняет эксперт. "Раньше белорусские продукты были очень востребованы на российском рынке. Но под действием западных санкций российское фермерское хозяйство перестроилось и заняло ниши не только бывших западных товаров, но и стало вытеснять белорусские", - говорит Ищенко.

"Не заниматься пустословием": к чему еще призвал Токаев на встрече с премьером Беларуси

Аналогичная ситуация складывается и со странами Юго-Восточной Азии, считает политолог. "Любое государство в первую очередь поддерживает своих, - говорит он. – Поэтому Беларусь будут пускать на рынок – рынок открыт. Но ограничивать местных производителей ради белорусов никто не будет. Здесь принцип "приходи конкурировать". Сейчас из-за санкций у Беларуси выпадает 12% ВВП – это десятки миллиардов долларов".

Однако есть отрасли, которых санкции не коснулись, и за их счет республика может скорее справиться с кризисом, уверен эксперт. "Это касается промышленности. Раньше МАЗы и БЕЛАЗы ведь у Беларуси не Франция покупала. Поставляли их в основном на рынки СНГ и Юго-Восточной Азии, и это сотрудничество продолжается", - заключил Ищенко.

Лента новостей
0