Конец прекрасной эпохи: киноафиши как отдельный вид искусства

© Sputnik / Елена БережнаяАфиши из прошлого
Афиши из прошлого - Sputnik Казахстан
Подписаться
28 декабря отмечается Международный день кино. В честь этой даты Sputnik Казахстан заглянул в прошлое и узнал, как бесконечно влюбленные в кинематограф художники-оформители из Петропавловска создавали уникальные афиши и почему ни одну из них не удалось сохранить.

ПЕТРОПАВЛОВСК, 28 дек — Sputnik. История кинофикации Северного Казахстана неразрывно связана с именем талантливого художника-оформителя Вениамина Агафонова и его верной помощницы и супруги Ольги Агафоновой, общий трудовой стаж которых в этой отрасли составляет 70 лет. В пересчете на проделанную работу это сотни тысяч рисованных афиш, миллионы сеансов и пришедших в кинотеатры зрителей.

© Photo : из архива семьи АгафоновыхВениамин и Ольга Агафоновы
Конец прекрасной эпохи: киноафиши как отдельный вид искусства - Sputnik Казахстан
Вениамин и Ольга Агафоновы

К сожалению, Вениамин Петрович ушел из жизни четыре года назад. О его преданности кино и рекламе Sputnik Казахстан рассказали его супруга Ольга Владимировна и дочь Лада.

© Sputnik / Елена БережнаяВениамин Агафонов - крайний справа в верхнем ряду. Фото из архива семьи Агафоновых
Конец прекрасной эпохи: киноафиши как отдельный вид искусства - Sputnik Казахстан
Вениамин Агафонов - крайний справа в верхнем ряду. Фото из архива семьи Агафоновых

Они вспоминают, что большая любовь Вениамина Петровича к кино началась с первого посещения кинотеатра "Ударник" еще в довоенном детстве.

К слову, этот кинотеатр – старейший в Петропавловске. Он был построен еще в 1909 году городским предпринимателем Назаровым и сначала носил название "Новый свет". В советское время кинотеатр достроили, добавив два больших зала на шестьсот мест каждый, и переименовали в "Ударник".

Сегодня здание отнесено к архитектурному и культурному наследию Петропавловска как образец исторической планировки провинциального купеческого города. Здесь и по сей день действует кинотеатр, а также развлекательный комплекс.

Великая сила кино

"Вениамину нравилось ходить в кино, - вспоминает Ольга Владимировна. - Вместе с мальчишками они проводили почти все свободное время в "Ударнике", который находился недалеко от его дома. Но настоящее служение кинематографу началось у него с удивительного случая в военные годы".

Соседке пришло известие, что на фронте погибли и муж, и оба ее сына. Она была в таком шоковом состоянии, что как села на завалинке, так с остекленевшим взглядом неподвижно и просидела несколько дней. Испробовав все способы привести убитую горем женщину в чувство, тимуровцы, среди которых был и Вениамин, решили отвести ее в кинотеатр, где шли боевые киносборники о героизме солдат и тыловиков.

© Sputnik / Елена БережнаяАфиша к фильму "О тех, кого помню и люблю", созданная художниками Агафоновыми
Конец прекрасной эпохи: киноафиши как отдельный вид искусства - Sputnik Казахстан
Афиша к фильму "О тех, кого помню и люблю", созданная художниками Агафоновыми

"И ведь действительно помогло! Посадили ее рядом с ранеными солдатами, которые находились у нас в городе на лечении в госпиталях. Очнувшись от оцепенения во время просмотра фильма о героизме матерей в годы войны, она заплакала, ее обнимали сидящие рядом солдаты, а она их называла сынками. Потом она тихо пошла домой. Стала вязать носки, варежки для фронта, шила кисеты, еще что-то, отправляла все это на фронт. Она прожила еще долгие годы", - рассказала Ольга Агафонова.

Что на заборах пишется

Огромная сила и возможности кинематографа потрясли Вениамина, и мальчику захотелось приоткрыть двери в этот чудесный мир как можно большему числу людей. Ему едва исполнилось 12, когда в городе появилась его первая реклама – на заборе: мальчишка приглашал прохожих на киносеансы в "Ударник". Мед, сажа, битый кирпич стали его подручным материалом. Рядом с рукотворной афишей подросток умело, в оригинальной манере отражал поступающие с фронта сводки. В скором времени администрация кинотеатра заметила талантливого подростка и поддержала его инициативу: вместо заборов Вениамин теперь мог использовать рекламные щиты.

© Sputnik / Елена БережнаяАфиши, созданные художниками Агафоновыми
Конец прекрасной эпохи: киноафиши как отдельный вид искусства - Sputnik Казахстан
Афиши, созданные художниками Агафоновыми

К концу войны рисунки стали цветными, что еще больше привлекало внимание горожан.

"Насчет красок Вениамину подсказали друзья, - вспоминает вдова художника. - Мальчишки - народ вездесущий. Они увидели, что когда правый берег Ишима обваливается, то оголяются древние пласты, причем цветовая гамма у них очень разнообразная - розовый, голубой, оранжевый. Вся Подгора была оранжевой, и люди красили свои домики этой глиной. Эти краски Вениамин и стал использовать".

Совет от самого Герасимова

Несмотря на трудные военные годы, люди посещали кинотеатры. Свою причастность к этому чувствовал и Вениамин. Ему хотелось учиться, чтобы рисовать афиши все лучше и лучше. Однажды он решился написать письмо в Москву известному кинорежиссеру Сергею Герасимову. И получил ответ! В нем были не только ответы на вопросы пытливого мальчишки, но и совет после окончания войны поступать в Московский университет киноискусства.

Юноша так и сделал: в 1948 году, в возрасте 17 лет поступил в это учебное заведение на заочное отделение. Кроме того, Вениамин Петрович получил и высшее образование по специальности "Журналистика" в КазГУ. Пробовал работать литсотрудником в областной газете "Ленинское знамя". И получалось. Но кинорекламу он не мог променять ни на что иное.

Творческий союз

Со временем у него появилась талантливая помощница Ольга Медведева, впоследствии ставшая женой Вениамина Петровича.

Сначала напарники работали только для кинотеатра "Ударник". Работали на износ. В кинотеатре было два зала, в каждом - по 600 посадочных мест. Чтобы привлечь посетителей, кроме афиш большого формата, которые вешали на фасады кинотеатров, делали и небольшие. Копировальных машин тогда еще не было, поэтому все они тоже рисовались вручную. Их развозили по городу, особое внимание уделяя центральной улице Ленина (ныне Конституции Казахстана), развешивали афиши и в общественном транспорте.

© Sputnik / Елена БережнаяАфиша к фильму "Мачеха", созданная художниками Агафоновыми
Конец прекрасной эпохи: киноафиши как отдельный вид искусства - Sputnik Казахстан
Афиша к фильму "Мачеха", созданная художниками Агафоновыми

Создавали художники и кинотелеграммы, правда, их уже печатали большими тиражами в типографии. Такие пригласительные вкладывали в газеты и журналы, которые раньше выписывали практически все горожане.

"Мы всецело были поглощены кино, - говорит Ольга Владимировна Агафонова. - Художественная, шрифтовая, потом Вениамин применил трафаретную рекламу. Работы было очень много, доходило до 200 экземпляров рекламы в сутки. Мы ее развозили по заводам, крупным предприятиям, учебным заведениям, библиотекам, была она и в автобусах, троллейбусах. Особенно усердно рисовали, когда зарождалось телевидение. Мы беспокоились, что поток посетителей у нас уменьшится. Надо было привлекать людей, чтобы не потерять зрителя, а как только дашь неважную рекламу, так недели две наблюдается спад зрителей".

Но рекламщики беспокоились напрасно – "одно сплошное телевидение", как пророчил Рудольф в фильме "Москва слезам не верит", не смогло победить кино. Только за 1975 год кинотеатром "Ударник" было дано более 5 тысяч сеансов. Их посетили более 1 миллиона 400 тысяч зрителей (при населении города порядка 175 тысяч).

"Мимо хорошей рекламы люди пройти не могли просто так. Обязательно покупали билетик. Когда заканчивались места, многие соглашались смотреть фильм стоя, лишь бы попасть в зал", - вспоминает Ольга Владимировна.

Искусство из подвала

В Петропавловске появлялись новые кинотеатры: "Заря", "Арман", "Родина", "Казахстан". Однако желающих делать рекламу было немного. И тому есть объяснение. В денежном выражении труд художников-оформителей оценивался на каких-нибудь 20 рублей больше, чем работа уборщицы. Кинотеатры то и дело обращались за помощью к супругам Вениамину Петровичу и Ольге Владимировне, а затем было решено сделать единую на всех мастерскую.

"Работать приходилось в подвале, - говорит Ольга Владимировна. - Все время на ногах – оттого сейчас у меня больные ноги. Работы было очень много, не успевали. Вениамин Петрович иногда и ночевал там. А я и в декретный отпуск не пошла, потому что не могла оставить его одного. Маленькая Лада с пеленок была с нами постоянно, выросла в мастерской. А когда в школьном возрасте у нее стали проявляться способности к рисованию, она начала нам помогать. Было очень трудно. Мы ничего не видели, кроме своей мастерской. Однако ж если бы мне предложили снова вернуться и пройти весь этот путь, я бы не задумываясь, все повторила. До такой степени мы любили кино!".

© Sputnik / Елена БережнаяДетский киноклуб в Петропавловске. Фото из архива семьи Агафоновых
Конец прекрасной эпохи: киноафиши как отдельный вид искусства - Sputnik Казахстан
Детский киноклуб в Петропавловске. Фото из архива семьи Агафоновых

По долгу службы и к своей радости художники-оформители смотрели фильмы в числе первых. Для этих целей проводился рабочий прогон кинолент. После чего рекламисты приступали к работе - по общему впечатлению, по отдельным кадрам из фильма должны были рисовать рекламу.

"К 8 марта пришел к нам фильм "Счастливая, Женька!". Так он нам понравился! Как посмотрит молодежь, сразу, наверное, понесет документы подавать в медицинское училище, - с такими мыслями мы принимались за дело. Нам хотелось, чтобы зритель после просмотра фильма понял что-то важное для себя", - говорит Ольга Владимировна.

© Sputnik / Елена БережнаяКиноафиша к фильму "Счастливая, Женька", созданная художниками Агафоновыми
Конец прекрасной эпохи: киноафиши как отдельный вид искусства - Sputnik Казахстан
Киноафиша к фильму "Счастливая, Женька", созданная художниками Агафоновыми

И Женька на афише получилась такой, что и до просмотра фильма многим девчонкам хотелось быть похожей на девушку в белом халате.

Многие афиши Агафоновых по праву можно назвать произведениями искусства. Несколько рекламных полотен художников экспонировалось на ВДНХ в Москве. А сам Вениамин Петрович выступал перед коллегами с наработанными методами оформления рекламы на Всесоюзном семинаре художников кинотеатров в 1967 году. Ведь петропавловский оформитель первым тогда начал использовать трафаретную рекламу в своей работе.

Вернулся Агафонов из Москвы с почетной грамотой комитета кинематографии при Совете Министров СССР.

Зимой – тепла, летом - прохлады

"Вениамин постоянно находился в поиске новых решений рекламы. Чисто интуитивно он начал использовать холодную и теплую рекламу, то есть в холодные зимние дни он рисовал афиши теплыми тонами, а в жаркое лето использовал холодные краски. Эго хорошо работало на количество зрителей", - вспоминает Ольга Владимировна.

В архиве Агафоновых сохранились рабочие записи. Из них следует, что в среднемесячный план входило: подготовка 10 рекламных панно на кинофильмы, 4 тематических панно (к юбилейным датам и праздникам), один рекламный щит месячного репертуара, один рекламный щит тематического кинопоказа (кинофестивали, кинонедели и т. п.), 10 малых рекламных щитков (на новые и повторные фильмы) в постоянно действующую витрину на улице Ленина, оформление пяти стендов ("Внимание! Новинки экрана!", "Пошли в кино, ребята!", "Спутник кинозрителя", "Новости кино", "Скоро на экранах"). Только представьте себе, какой объем работы приходилось выполнять ежедневно!

Смытая память

К сожалению, ни одной афиши, нарисованной Агафоновыми, сохранить не удалось. Нет, не из-за пожара или наводнения. Просто после того, как прокат фильма завершался, афишу смывали. И на этом же полотне рисовали новое изображение.

"К нам приходили люди, искренне удивлявшиеся: как вы так можете - нарисовать, а потом все смыть? Но у нас не было выбора. Мы должны были рассказать людям о новых фильмах, - говорит Ольга Владимировна. - Не щадили нашей работы и дожди, снежные метели. Краска смывалась. И часто приходилось рекламу подновлять".

Увидеть оригиналы тех самых, рисованных, афиш мы уже не сможем. Но в семейном архиве хранится множество фотографий с изображением работ Агафоновых. Конечно, в основном это черно-белые фотоснимки. Но даже они способны передать любовь к тому старому, доброму, умному советскому кино.

© Sputnik / Елена БережнаяАфиши, созданные художниками Агафоновыми
Афиши, созданные художниками Агафоновыми - Sputnik Казахстан
1/3
Афиши, созданные художниками Агафоновыми
© Sputnik / Елена БережнаяАфиши, созданные художниками Агафоновыми
Афиши, созданные художниками Агафоновыми - Sputnik Казахстан
2/3
Афиши, созданные художниками Агафоновыми
© Sputnik / Елена БережнаяАфиши, созданные художниками Агафоновыми
Афиши, созданные художниками Агафоновыми - Sputnik Казахстан
3/3
Афиши, созданные художниками Агафоновыми
1/3
Афиши, созданные художниками Агафоновыми
2/3
Афиши, созданные художниками Агафоновыми
3/3
Афиши, созданные художниками Агафоновыми
"Кино тогда не только и не столько развлекало, оно воспитывало, учило, формировало личность, объясняло, что такое хорошо, а что такое плохо… Во времена перестройки фильмы стали другими, такими, что у нас душа не лежала их рекламировать, и мы ушли. А вскоре люди перестали ходить в кинотеатры на фильмы, напичканные кровью, злом", - с грустью вспоминает Ольга Владимировна.

Заменить Агафоновых никто не смог. Ведь пришедшие новые технологии с художниками-оформителями могут потягаться разве что в количестве выпускаемой рекламной продукции. Но разве у современных глянцевых постеров есть душа?

Два из десяти

Кинозалы пустели, а потом и закрывались. Сегодня из порядка десяти кинотеатров, работавших в Петропавловске в советское время, остались всего два.

© Sputnik / Елена БережнаяАфиши из прошлого
Конец прекрасной эпохи: киноафиши как отдельный вид искусства - Sputnik Казахстан
Афиши из прошлого

Помимо "Ударника", это кинотеатр "Казахстан", который распахнул свои двери в ноябре 1978 года. Здание кинотеатра является памятником архитектуры советского периода. Это кинотеатр с самым большим залом - на 800 мест.

А вот кинотеатр "Заря" уже давно стал гостиницей. Это был единственный кинотеатр, который находился в подгорной части города. Работал он только в вечернее время, в выходные и праздничные дни с 14 часов. Зал был рассчитан на 400 мест.

© Sputnik / Елена БережнаяСтарый кинотеатр. Фото из архива семьи Агафоновых
Конец прекрасной эпохи: киноафиши как отдельный вид искусства - Sputnik Казахстан
Старый кинотеатр. Фото из архива семьи Агафоновых

Кинотеатр "Октябрь" был снесен, кинотеатры "Арман" и "Родина", в которых помимо показов фильмов проводились киновечера, творческие встречи, специальные информационные сеансы, превратились в торговые точки.

"Ушла прекрасная эпоха доброго кино…", - с грустью завершила наш разговор Ольга Владимировна Агафонова, перевернув последнюю страницу большого альбома с фотографиями афиш, в которых была вся их жизнь.

© Sputnik / Елена БережнаяКинотеатр в Петропавловске. Фото и архива семьи Агафоновых
Конец прекрасной эпохи: киноафиши как отдельный вид искусства - Sputnik Казахстан
Кинотеатр в Петропавловске. Фото и архива семьи Агафоновых
Лента новостей
0