"Подвал": личная история казахстанской правозащитницы, пережившей насилие

Подписаться
Дина Тансари назвала книгу "Подвал" – как символ тех страхов и проблем, которые прячутся от глаз, о чем не принято говорить и что страшно извлекать на свет.

НУР-СУЛТАН, 22 фев — Sputnik, Ксения Воронина. В Казахстане выходит в свет книга известной казахстанской правозащитницы, руководителя фонда помощи жертвам насилия "НеМолчиKZ" Дины Тансари (Смаиловой).

За свое произведение Тансари получила дипломом финалиста VII литературного конкурса Open Eurasian Literature and Festival Book Forum-2018, что является высокой оценкой для дебютанта.

Официальная презентация "Подвала" состоится 10 марта в Алматы. Корреспондент Sputnik Казахстан встретился с Диной Тансари 22 февраля – в международный День поддержки жертв преступлений, чтобы поговорить о об актуальных проблемах и литературном дебюте.

© Photo : из личного архива Дины ТансариДина Тансари
Подвал: личная история казахстанской правозащитницы, пережившей насилие - Sputnik Казахстан
Дина Тансари

"Жертвы насилия остаются один на один со своей бедой"

Ровно 30 лет назад правительство Англии опубликовало "Хартию жертв преступлений" (Victim's Charter: Statement of the Rights of Victims of Crime). Впоследствии 22 февраля стало памятной датой, призванной обратить внимание на проблемы пострадавших от криминальных действий людей. Жертвы преступлений могут страдать не только от ущерба, нанесенного физическому здоровью, но и от посттравматического синдрома (ПТСР), депрессивных состояний и различных сопутствующих расстройств. Все это приводит к попыткам суицида. Такие люди нуждаются в деликатном обращении и грамотной реабилитации, которая может занять годы.

Мать троих детей изнасиловали на стройобъекте в Алматы

"Это очень важный день, потому что мы постоянно сталкиваемся с последствиями преступлений против женщин. Если работа адвоката заканчивается в тот момент, когда выиграно или проиграно дело в суде, то фонды работают по-другому. У нас есть большая ответственность за женщин, которые приходят к нам, за детей. Это и социальные вопросы, и многие аспекты, на которые мы не можем закрывать глаза", - рассказала Тансари.

Взрослые жертвы сексуального насилия испытывают большие материальные трудности, потому что теряют работу из-за своей временной недееспособности после полученных физических и психологических травм.

"Женщина просто не может выйти на работу, и не всегда может объяснить, что случилось, потому что не позволяет физическое состояние, потому что стыдно", - поясняет Дина.

Далее жертва проходит через уголовный процесс, который редко обходится без унижений и волокиты, через преследование со стороны родственников насильников и самих насильников, которые благодаря нерадивым следователям получают адреса - домашние, рабочие, ближайших родственников, и устраивают травлю и информационные войны.

Примирение при изнасилованиях могут запретить в Казахстане

"Очень часто приходится переживать переезд, развод с мужем. От многих жертв насилия отказываются родители, пропадает круг друзей – и все эти проблемы обрушиваются на женщин период тяжелейшего восстановления после травмы изнасилования", - указывает Тансари.

Если изнасилован ребенок, то это еще более сложные процессы восстановления здоровья, психики. Смена места проживания, в некоторых случаях - личных данных.

"Человек разрушен, личность разрушена, восстановить ее сложно. Психологи – это очень дорогое удовольствие, а грамотных профессионалов, которые действительно могут помочь – очень мало. При этом государством не продуманы методы защиты или поддержки жертв насилия", - отмечает Тансари.

В Казахстане создан Фонд компенсации потерпевшим — выплаты из него начнутся с 1 июля 2020 года.

Если человека изнасиловали или избили, в течение трех лет со дня признания вас потерпевшим необходимо обратиться с заявлением в государственный орган, осуществляющий функции уголовного преследования о назначении ему компенсации.

Изнасилование школьницы в Таразе: что сделано спустя три месяца

Однако претендовать на выплаты могут всего три категории.

  • Первая категория: несовершеннолетние, ставшие жертвами сексуального насилия, и потерпевшие по преступлениям, связанным с торговлей людьми и пытками – им полагается компенсация в размере 30 МРП, или 72 150 тенге.
  • Вторая категория: люди, которым причинен тяжкий вред здоровью, либо зараженным ВИЧ/СПИД - компенсация в размере 40 МРП или 96 200 тенге.
  • И третья: лица, наделенные правами потерпевшего в случае смерти потерпевшего - компенсация в размере 50 МРП или 120 250 тенге.

"То есть никакой поддержки изнасилованным женщинам, если только в результате насилия ей не причинен тяжкий вред здоровью! А если и причинен, то чем ее спасут 96 200 тенге?" – указывает правозащитница.

Вместе с тем, работа фонда не останавливается ни днем, ни ночью. Даже в свой День рождения Дина занималась очередной трагедией. А прямо перед интервью ей звонила одна из давних "подопечных" – у женщины с ребенком закончились деньги даже на еду.

Полицейские распространили данные об изнасилованной девочке

Дина не понаслышке знает, через что приходится проходить жертвам насилия, и с какими препонами и несправедливостью они сталкиваются. Именно так родился фонд. История его создания, через пережитый ужас и долгий пусть к себе лег в основу книги "Подвал".

Как рождалась книга

Дина Тансари в 20 лет пережила групповое изнасилование со стороны хорошо знакомых и близких ей людей. До этого были годы домогательств и "обороны" против похотливого отчима, отсутствие поддержки и понимания со стороны матери.

В 2016 году после массового флешмоба женских откровений, запущенного под хэштегом #янебоюсьсказать стало очевидно, что с той или иной степенью домогательств сталкивалась в своей жизни практически каждая женщина – от приставаний и облапываний в общественном транспорте, назойливого "внимания" со стороны родственников, до попыток изнасилований или реального насилия.

Изнасилование в "Тальго": виновным проводникам ужесточили наказание

Тансари написала свою книгу в 2018 году в процессе очередной психотерапии.

"Для меня это очень личная история. Самая страшная – первая глава, но она писалась самой первой, прямо во время терапии. Я проходила терапию с моим психологом и знала, что неделя пройдет, и все эти эмоции потеряются (во время терапии вскрываются и поднимаются на поверхность все старые травмы, ощущения и переживания – прим. авт.) Она получилась очень тяжелой, но достаточно искренней", - рассказала Дина.

Вся книга – это исповедь Дины Тансари, откровенный рассказ о детстве и юности, об окружении, о переоценке ценностей и отношений между людьми, о зрелости, о семье и рождении ребенка.

"У меня было очень много сомнений – книга получилось очень личной. Выпустить ее – все равно, что предстать перед всеми обнаженной. Я не могла ее перечитывать, хотя того требовали редакторские правки. Тогда я отправила рукопись нескольким людям, чье мнение важно для меня, и получили от них хорошие отзывы и поддержку. Это дало мне мужества издать книгу", - признается автор.

Книга маркирована 16+, в марте появится в книжных сетях, также в планах у авторов - перевод произведения на казахский и английский языки.

"Все средства от продажи пойдут в фонд "Не Молчи". Скорее всего, мы пустим их на допечатку тиража. Я думаю, в ближайшее время книга появится в электронном формате", - пояснила Дина.

В планах Тансари написать серию книг, в основу которых лягут реальные истории казахстанок, обратившихся в фонд "НеМолчи". В ней автор также затронет проблемные вопросы и ситуации, с которым столкнулись жертвы насилия.

Отрывок из предисловия книги "Подвал" 

© Photo : из личного архива Дины ТансариКнига "Подвал" правозащитницы Дины Тансари
Подвал: личная история казахстанской правозащитницы, пережившей насилие - Sputnik Казахстан
Книга "Подвал" правозащитницы Дины Тансари

Я написала то, что пережила сама, о таком обычно не говорят и не пишут, это может многим не понравится, но это наши подвалы.

Я пишу о наших личных подвалах, которые по сути своей страшны и безобразны, и всякий раз, спускаясь туда, нам некомфортно и страшно, как в детстве, но это жизнь, она не пишется на черновик, и любая ошибка порой становится непоправимой. Эта книга о том, как женщины перестали молчать о том, что было стыдно и позорно много веков, о том, как мы превратили насилие над женщинами и детьми в коммерческую благотворительность и НПОшный беспредел в борьбе за гранты и место под солнцем. Но в первую очередь, эта книга обо мне. О том, как живет женщина, пережившая групповое изнасилование в 20 лет. О том, что эту огромную незаживающую рану не искупит никакое тюремное заключение, что такие раны навсегда, но с ними можно и нужно жить, а главное, с ними можно помогать другим, исцелять эти раны и бороться с насилием!

Я не идеальна, я такая, какая есть, в ней вы не прочтете о женщине с высокими моральными принципами. Я пишу правду о себе, это и есть жизнь, это и есть мои подвалы. Я пришла в этот правозащитный мир не потому что хотела бороться с насилием, а потому что не хотела видеть насилие в своей стране, не хотела видеть искалеченные души женщин и детей, искалеченные этой травмой семьи, кричащие заголовки газет о насильниках и педофилах.

Но реальность оказалась другой, насилия оказалось слишком много, и теперь я #НеМолчу обо всем этом. Я научилась в этот год очень многому. Я стала другим человеком. Я бежала от своей боли, а зашла в огромную страну боли и слез. Я думала, что мне одной так трудно и тяжело, что то, что мне пришлось пережить, это какой-то экшн, страшный художественный фильм и это бывает очень редко, но оказалось, что мое испытание по сравнению с жизнями других женщин совсем маленькое. Как можно переживать сексуальное насилие семь лет подряд от отчима, начиная с первого класса? Как можно выжить в 18 лет после семи месяцев сексуального рабства и не сойти с ума? Как можно вырастить после всего этого в любви ребенка, родившегося от насильников?

Эта книга – суровая правда, тот самый подвал, в котором мы прячем свою боль и ужас, зная, что жизнь на самом деле не всегда прекрасное романтичное кино…"

Лента новостей
0