Кто будет учить казахстанских детей? Учителям подняли зарплаты, но этого недостаточно

© Sputnik / Рамиль Ситдиков / Перейти в фотобанкУчитель
Учитель  - Sputnik Казахстан, 1920, 03.10.2021
Подписаться
В Казахстане с каждым годом в первые классы идут все больше детей, и встает вопрос: кто их будет учить? А самое главное - какого качества будет обучение?

НУР-СУЛТАН, 3 окт — Sputnik. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своем недавнем послании народу страны заявил, что для решения проблемы нехватки ученических мест необходимо построить 1000 новых школ до 2025 года. Однако Казахстан испытывает не только дефицит школ, но и дефицит кадров в этих школах.

Для решения этой проблемы казахстанские власти обещают вдвое поднять зарплату учителям в течение четырех лет.

Sputnik Казахстан проанализировал, сколько сейчас зарабатывают педагоги без опыта работы, и почему учебные заведения испытывают нехватку кадров. Подробнее читайте в нашем материале.

Дефицит кадров и знаний?

О проблеме дефицита кадров в сфере среднего образования в Казахстане говорят не первый год. В 2019 году министр образования и науки Асхат Аймагамбетов заявлял, что вузы выпускают достаточное количество педагогов, но "привлекательность профессии сегодня невысокая".

"Просто не идут в школы", - говорил глава ведомства.

Тогда речь шла преимущественно о малокомплектных и сельских школах. По мнению Аймагамбетова, молодым преподавателям не хватает нагрузки, за которую они получают соответствующую, небольшую, зарплату.

На тот момент в Казахстане уже занимались вопросом повышения статуса педагога по поручению президента. Сегодня в стране действует одноименный закон.

Однако в 2020 году Касым-Жомарт Токаев вновь поднял тему нехватки учителей, на этот раз не в целом, а именно "достойных кадров".

"Сегодня в стране остро стоит вопрос дефицита квалифицированных учителей. С повышением возраста специалистов ощущается нехватка достойных учителей им на замену", - говорил Токаев в январе 2020 года.

Он отмечал, что на педагогические специальности в республике в основном поступают студенты с низкой успеваемостью.

"В результате выпускаются преподаватели с низкой квалификацией", - сказал глава государства, поручив кардинально изменить ситуацию в этой области.

В апреле 2021 года в Минобразования рассказали учителей каких предметов не хватает в казахстанских школах. Среди них оказались преподаватели русского и английского языков, физики, учителей начальных классов и дефектологов.

По этой причине министерство увеличило количество выделяемых мест на подготовку именно учителей русского языка.

На сегодня, чтобы поступить на педагогическую специальность в казахстанский вуз, необходимо набрать 75 баллов (раньше абитуриентам нужно было набрать лишь 50 баллов). Это выше, чем у других программ бакалавриата, за исключением разве что факультета международных отношений в ЕНУ имени Гумилева, где для поступления необходимо набрать 80 баллов.

В министерстве образования и науки Казахстана сообщали, что с 2021 года дополнительно с дипломом выпускники педагогических специальностей должны обязательно получить квалификацию, пройдя сертификацию по профессиональному мастерству.

Проходной балл увеличили, но стали ли казахстанские учителя квалифицированнее, можно будет судить после проведения новых независимых исследований.

По данным международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for international student assessment, или PISA) за 2018 год, казахстанские школьники демонстрировали не самые лучшие результаты. Показатели Казахстана оказались намного ниже стран ОЭСР и собственных результатов прошлых лет. Наша страна заняла десятое место с конца. Среди лучших оказались Китай и Сингапур.

Отметим, что результаты PISA показывают не уровень академических знаний, а уровень функциональной грамотности. Исследование определяет, насколько школьники могут применять полученные знания на практике, логически мыслить, делать обоснованные выводы, интерпретировать информационные графики и диаграммы.

Результаты PISA-2018

Среди стран бывшего Советского Союза лучший результат у Эстонии, где учителя зарабатывают от 928 до 1 451 евро в месяц (467 712 – 731 304 тенге) в зависимости от получаемых бонусов, региона проживания и так далее. Об этом свидетельствуют данные сайта Palgad.ee.

Казахстанские учителя зарабатывают меньше официантов

В Казахстане в 2021 году зарплата учителя с учетом наличия высшего образования, но отсутствия опыта работы педагогом составляет 110 920 тенге. Учебная нагрузка в таком случае - 18 часов в неделю или 3,6 часа в день, не считая времени на проверку домашних заданий и контрольных.

Вычислить зарплату можно с помощью онлайн-калькулятора.

Другой пример – учитель высшей категории со стажем работы 25 лет, с нагрузкой 25 часов в неделю или 5 часов в день. Заработная плата около 182 тысяч тенге на руки.

По данным одного из казахстанских сайтов по поиску вакансий, офис-менеджер или секретарь зарабатывает в Казахстане от 120-130 тысяч тенге и выше. Еще один пример – работа в сфере услуг: парикмахеры зарабатывают от 150 до 700 тысяч тенге в зависимости от навыков и опыта; официанты – от 180 до 400 тысяч тенге. И таких примеров много.

Напомним, средняя заработная плата в Казахстане на июль 2021 года составила 252 766 тенге. Минимальная заработная плата – 42 500 тенге.

Молодые учителя остаются без поддержки

В 2020 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проводила свои исследования, по результатам которой эксперты заявили, что в Казахстане нет формально утвержденной программы поддержки молодых педагогов при вхождении в профессию. При этом каждый четвертый учитель в нашей стране – молодой специалист.

В таком случае, неудивительно, что начинающие педагоги, зарабатывающие около 110 тысяч тенге в месяц, не задерживаются в школьных стенах.

Этим вопросом озаботился Национальный центр повышения квалификации "Өрлеу", который планирует заниматься поддержкой молодых учителей. Он будет разрабатывать программу повышения квалификации как для молодых педагогов, так и для их наставников, рассказала глава наццентра "Өрлеу" Асель Мухаметжанова.

Программа будет включать в себя три этапа: вводный (адаптация от 0 до 3 месяцев); основной (стабилизация и приобретение профессиональных компетенций от 3 месяцев до конца второго года); завершающий (преобразование или развитие потенциала молодого специалиста от 2 до 3 лет).

Лента новостей
0