НУР-СУЛТАН, 30 ноя — Sputnik. Евразийский банк развития (ЕАБР) во вторник презентовал доклад, посвященный международному транспортному коридору "Север – Юг", который в том числе проходит и по территории Казахстана.
В чем преимущества и недостатки этого коридора? Как он повлияет на сроки доставки грузов? Поможет ли коридор улучшить экологическую ситуацию? Об этом в материале Sputnik Казахстан.
Что такое "Север - Юг"
Коридор должен связать страны Балтии с Индией через Россию, Казахстан, Азербайджан, Туркмению и Иран. Это мультимодальный маршрут, то есть грузы доставляются разными видами транспорта – по автомобильной, железной дороге, по морю. Ожидается, что коридор станет альтернативой морскому пути, который проходит через Суэцкий канал.
Можно выделить три ветви коридора "Север - Юг":
- Транскаспийская – через Каспийское море;
- Западная – по западному берегу Каспия;
- Восточная – по восточному берегу Каспия.
Соглашение о коридоре было подписано в сентябре 2000 года Индией, Ираном и Россией. Позже к проекту подключились Казахстан, Беларусь, Оман, Таджикистан, Азербайджан, Армения и Сирия.
В чем преимущества коридора…
Во-первых, использование транспортных маршрутов коридора "Север – Юг" позволяет существенно сократить сроки доставки. Например, срок доставки грузов из Мумбаи в Санкт-Петербург по традиционному маршруту, проходящему через Суэцкий канал, составляет от 30 до 45 дней.
Для сравнения - срок отправки грузов из Мумбаи в Россию по сухопутному маршруту коридора "Север – Юг" может варьироваться от 15 до 24 дней. Доставка же грузов по Восточной ветви коридор сокращает срок доставки до 15–18 дней.
Вопрос о запуске коридора стал еще актуальнее после инцидента на Суэцком канале в марте 2021 года. Напомним, что контейнеровоз Ever Given тогда сел на мель и заблокировал движение других судов. Это привело к глобальному сбою в расписании доставки грузов и удорожанию морских перевозок.
Во-вторых, железнодорожный транспорт экологичнее морского. Перенаправление контейнерных перевозок с морского транспорта на железнодорожный в рамках коридора "Север – Юг" позволит снизить выбросы парниковых газов как минимум на 25%, сообщили в ЕАБР.
… и его недостатки
"Вместе с тем, в отличие от евразийских коридоров "Транссиб" и "ТРАСЕКА", коридор "Север – Юг" пока не функционирует успешно на всем протяжении и не смог привлечь значительные контейнерные потоки", - отмечают в ЕАБР.
Среди причин этого – разная ширина железнодорожной колеи в странах, через которые проходит коридор, отсутствие законодательной базы с Индией и Пакистаном, высокие портовые сборы на Каспийском море и другое.
"Отсутствие единого мультимодального оператора не дает пока возможности связать участки коридора на территории разных стран в единый логистический механизм и в целом сдерживает развитие торгово-экономических отношений между развивающимися странами юга и развитыми странами Западной и Северной Европы", - считают в ЕАБР.
Также в докладе отмечают, что стоимость перевозки груза по маршруту коридора "Север – Юг" является относительно высокой, несмотря на то, что груз доставляется быстрее.
"Средняя плата за железнодорожную доставку на направлении Индия – Пакистан – Иран – Оман в Европу оценивается в 3,5 тыс. долларов. Для сравнения, до начала пандемии COVID-19 ставка фрахта морских судов за перевозку аналогичного объема груза через Суэцкий канал была приблизительно в два раза меньше и составляла от 1 до 1,2 тыс. долларов", - говорится в докладе.
Зачем это нужно Казахстану
Как отмечают в ЕАБР, для Казахстана коридор является одним из ключевых направлений при развитии транспортно-экономических связей с Ираном и Индией.
"Участие Казахстана в развитии коридора направлено на привлечение дополнительных объемов транзитных грузов торговли Ирана и Китая, Ирана с регионами Урала, Сибири и Дальнего Востока России", - говорится в докладе.
В ЕАБР отмечают, что в перспективе развитие коридора может благоприятно сказаться на перевозимых объемах зерна.
"Например, использование коридора откроет новые окна возможностей для экспорта казахстанского и российского зерна в страны Ближнего Востока, Западной Африки и Индийского океана", - считают в организации.
Качество дорог в Казахстане
Согласно информации из доклада ЕАБР, Азиатский банк развития в 2012 году исследовал состояние дорог в Казахстане и Азербайджане. Объектом изучения стали дороги, которые являются частью транспортных коридоров Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС).
"По результатам обследований, доля дорог коридоров ЦАРЭС в хорошем состоянии составляет 20% в Казахстане и 100% в Азербайджане, где в последние несколько лет правительство выделяло значительные средства на улучшение дорожной инфраструктуры", - говорится в докладе.
В связи с растущей интенсивностью движения правительство Казахстана планирует повысить качество дорог вдоль вышеупомянутых международных транспортных коридоров.
В настоящее время в Казахстане планируется модернизация автодорог международного значения в соответствии с требованиями для III категории (нагрузка до 10 тонн на ось). В будущем ожидается, что международные дороги будут модернизированы в соответствии с требованиями для II (минимум 13 тонн на ось) и I технических категорий, заключили в ЕАБР.