Транспортный коридор "Север - Юг" с участием Казахстана может заменить Суэцкий канал

© Sputnik / Сергей Субботин / Перейти в фотобанкТранспортный коридор "Север - Юг"
Транспортный коридор Север - Юг - Sputnik Казахстан, 1920, 30.11.2021
Подписаться
Насколько он способен конкурировать с перевозками по Суэцкому каналу и что от него может получить Казахстан?

НУР-СУЛТАН, 30 ноя — Sputnik. Евразийский банк развития (ЕАБР) во вторник презентовал доклад, посвященный международному транспортному коридору "Север – Юг", который в том числе проходит и по территории Казахстана.

В чем преимущества и недостатки этого коридора? Как он повлияет на сроки доставки грузов? Поможет ли коридор улучшить экологическую ситуацию? Об этом в материале Sputnik Казахстан.

Что такое "Север - Юг"

Коридор должен связать страны Балтии с Индией через Россию, Казахстан, Азербайджан, Туркмению и Иран. Это мультимодальный маршрут, то есть грузы доставляются разными видами транспорта – по автомобильной, железной дороге, по морю. Ожидается, что коридор станет альтернативой морскому пути, который проходит через Суэцкий канал.

Можно выделить три ветви коридора "Север - Юг":

  • Транскаспийская – через Каспийское море;
  • Западная – по западному берегу Каспия;
  • Восточная – по восточному берегу Каспия.
© Photo : ЕАБРТранспортный коридор "Север-Юг"
Транспортный коридор Север - Юг с участием Казахстана может заменить Суэцкий канал - Sputnik Казахстан, 1920, 30.11.2021
Транспортный коридор "Север-Юг"

Соглашение о коридоре было подписано в сентябре 2000 года Индией, Ираном и Россией. Позже к проекту подключились Казахстан, Беларусь, Оман, Таджикистан, Азербайджан, Армения и Сирия.

В чем преимущества коридора…

Во-первых, использование транспортных маршрутов коридора "Север – Юг" позволяет существенно сократить сроки доставки. Например, срок доставки грузов из Мумбаи в Санкт-Петербург по традиционному маршруту, проходящему через Суэцкий канал, составляет от 30 до 45 дней.

Для сравнения - срок отправки грузов из Мумбаи в Россию по сухопутному маршруту коридора "Север – Юг" может варьироваться от 15 до 24 дней. Доставка же грузов по Восточной ветви коридор сокращает срок доставки до 15–18 дней.

Вопрос о запуске коридора стал еще актуальнее после инцидента на Суэцком канале в марте 2021 года. Напомним, что контейнеровоз Ever Given тогда сел на мель и заблокировал движение других судов. Это привело к глобальному сбою в расписании доставки грузов и удорожанию морских перевозок.

Во-вторых, железнодорожный транспорт экологичнее морского. Перенаправление контейнерных перевозок с морского транспорта на железнодорожный в рамках коридора "Север – Юг" позволит снизить выбросы парниковых газов как минимум на 25%, сообщили в ЕАБР.

… и его недостатки

"Вместе с тем, в отличие от евразийских коридоров "Транссиб" и "ТРАСЕКА", коридор "Север – Юг" пока не функционирует успешно на всем протяжении и не смог привлечь значительные контейнерные потоки", - отмечают в ЕАБР.

Среди причин этого – разная ширина железнодорожной колеи в странах, через которые проходит коридор, отсутствие законодательной базы с Индией и Пакистаном, высокие портовые сборы на Каспийском море и другое.

"Отсутствие единого мультимодального оператора не дает пока возможности связать участки коридора на территории разных стран в единый логистический механизм и в целом сдерживает развитие торгово-экономических отношений между развивающимися странами юга и развитыми странами Западной и Северной Европы", - считают в ЕАБР.

Также в докладе отмечают, что стоимость перевозки груза по маршруту коридора "Север – Юг" является относительно высокой, несмотря на то, что груз доставляется быстрее.

"Средняя плата за железнодорожную доставку на направлении Индия – Пакистан – Иран – Оман в Европу оценивается в 3,5 тыс. долларов. Для сравнения, до начала пандемии COVID-19 ставка фрахта морских судов за перевозку аналогичного объема груза через Суэцкий канал была приблизительно в два раза меньше и составляла от 1 до 1,2 тыс. долларов", - говорится в докладе.

Зачем это нужно Казахстану

Как отмечают в ЕАБР, для Казахстана коридор является одним из ключевых направлений при развитии транспортно-экономических связей с Ираном и Индией.

"Участие Казахстана в развитии коридора направлено на привлечение дополнительных объемов транзитных грузов торговли Ирана и Китая, Ирана с регионами Урала, Сибири и Дальнего Востока России", - говорится в докладе.

В ЕАБР отмечают, что в перспективе развитие коридора может благоприятно сказаться на перевозимых объемах зерна.

"Например, использование коридора откроет новые окна возможностей для экспорта казахстанского и российского зерна в страны Ближнего Востока, Западной Африки и Индийского океана", - считают в организации.

Качество дорог в Казахстане

Согласно информации из доклада ЕАБР, Азиатский банк развития в 2012 году исследовал состояние дорог в Казахстане и Азербайджане. Объектом изучения стали дороги, которые являются частью транспортных коридоров Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС).

"По результатам обследований, доля дорог коридоров ЦАРЭС в хорошем состоянии составляет 20% в Казахстане и 100% в Азербайджане, где в последние несколько лет правительство выделяло значительные средства на улучшение дорожной инфраструктуры", - говорится в докладе.

В связи с растущей интенсивностью движения правительство Казахстана планирует повысить качество дорог вдоль вышеупомянутых международных транспортных коридоров.

В настоящее время в Казахстане планируется модернизация автодорог международного значения в соответствии с требованиями для III категории (нагрузка до 10 тонн на ось). В будущем ожидается, что международные дороги будут модернизированы в соответствии с требованиями для II (минимум 13 тонн на ось) и I технических категорий, заключили в ЕАБР.

Лента новостей
0