МОСКВА, 23 июл — Sputnik, Мария Науменко. В этом году Казахстан стал страной-партнером международного авиационно-космического салона МАКС. От республики в подмосковном Жуковском представлен большой павильон авиационной и космической промышленности.
Корреспондент Sputnik посетила павильон и узнала, с чем казахстанские компании приехали в Россию и какие проекты они реализуют совместно с РФ.
Сотрудничество космического уровня
Россия будет наращивать взаимодействие с Казахстаном в авиастроении и космонавтике. Об этом, открывая Международный авиационно-космический салон МАКС-2021, заявил президент РФ Владимир Путин.
"Мы намерены наращивать взаимодействие с казахстанскими коллегами и другими участниками Евразийского экономического союза в такой высокотехнологичной отрасли, как авиастроение. Наши предприятия уже реализуют ряд перспективных проектов. Так, в Казахстане собираются вертолеты семейства МИ, по линии Роскосмоса продвигается совместный проект "Байтерек". Его цель – создание организационно-технической структуры для выведения космических аппаратов с легендарного космодрома "Байконур" с помощью экологически чистой ракеты-носителя", - заявил президент России.
В рамках авиасалона аэрокосмический комитет министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана выставил макеты ракеты-носителя "Союз-5" и Сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов (СбИК КА), построенного в Нур-Султане.
СбИК КА является технологической и производственной базой для проектирования, изготовления, сборки и испытания космических аппаратов до шести тонн, а также их компонентов.
Космос и технологии: о чем казахстанская делегация договорилась с Россией на МАКС-2021
Казахстанский "Байкал"
Казахстанско-российская кооперация в проекте создания легкого многоцелевого самолета "Байкал" стала одним из главных событий МАКС-2021. В будущем "Байкал" должен заменить устаревший Ан-2.
Объем инвестиций казахстанской стороны в проект составляет 1 миллиард рублей. Взамен Казахстан получает миноритарную долю (неконтролирующий пакет акций - Sputnik) в проекте и лицензию на производство этих самолетов.
"Сейчас идут научно-исследовательские опытно-конструкторские работы. Также мы участвуем в финансировании этого проекта, но в перспективе планируем - и это предусматривается нашими договорными обязательствами с АО "Уральский завод гражданской авиации" - организовать лицензионное производство самолета именно в Казахстане", - уточнил начальник отдела маркетинга ТОО "Казахстанская авиационная индустрия" (КАИ) Игорь Сыздыков.
Казахстан представил национальный павильон на XV салоне МАКС-2021
Полноценное производство самолетов на базе КАИ должно начаться с 2024 года. Специалисты рассчитывают, что мощность предприятия позволит выпускать от 30 до 50 самолетов в год. Также Казахстан сможет выпускать экспортный вариант "Байкала" для третьих стран.
Игорь Сыздыков отметил, что Казахстан стал партнером МАКС-2021 по предложению российской стороны. В прошлые годы представители КАИ были на авиасалоне в качестве посетителей, а сейчас они впервые выставляют собственный стенд.
Также у компании есть совместный проект с российской авиастроительной корпорацией "Иркут" по ремонту самолетов Су-30СМ на предприятии в Казахстане.
Су-30СМ – это двухместный сверхманевренный истребитель поколения 4++. Он оснащен двумя двухконтурными форсированными турбореактивными двигателями с управляемым вектором тяги АЛ-31ФП. Боевой радиус самолета составляет 1,5 тысячи километров, продолжительность полета без дозаправок - 3,5 часа.
"Первый ремонт самолетов мы планируем начать с 2025 года, сейчас у нас идет подготовка производства. В рамках авиасалона мы планируем конкретизировать с нашими российскими партнерами некоторые моменты. У нас есть рамочный контракт на выполнение регламентированного технического обслуживания Су-30СМ и дальнейшее развитие в части капитального ремонта, подготовки специалистов", - поделился планами собеседник Sputnik.
Кроме того, на МАКС-2021 КАИ подписала соглашение о сотрудничестве с Центральным аэрогидродинамическим институтом имени профессора Н. Е. Жуковского. Стороны будут участвовать в совместных разработках беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), а также персонал казахстанской компании пройдет обучение в научном центре.
Вертолет и беспилотник
ТОО "Еврокоптер Казахстан Инжиниринг" (ЕСКИ) представил на МАКС макет нового вертолета EC-145. Предприятие также осуществляет крупноузловую сборку двухдвигательных вертолетов Н-145, однодвигательных вертолетов Н-130 и Н-125, их техническое обслуживание и ремонт и обучает летно-технический состав.
"Недавно мы закончили один крупный проект с Россией по восстановительному ремонту вертолета EC-145 для Московского авиационного центра. Вертолет будет использоваться для нужд МЧС", - сообщил коммерческий директор "Еврокоптер Казахстан Инжиниринг" Александр Савельев.
Кроме того, у казахстанцев есть частные заказчики на Камчатке – это горнодобывающие предприятия, которые проводят в республике регламентный ремонт.
Александр Савельев уточнил, что на МАКС "Еврокоптер Казахстан Инжиниринг" запланировал рабочие встречи с российскими организациями. В планах – заключить в рамках авиасалона новые соглашения. Пока потенциальных партнеров из России в компании не раскрывают.
Также Казахстан в ходе салона представил свой первый беспилотник-имитатор воздушной цели. БПЛА предназначен для обучения стрелков-зенитчиков ПВО сухопутных войск.
В августе-сентябре беспилотник должен пройти последние войсковые испытания, а уже в 2022 году может поступить на вооружение Сухопутных войск Казахстана.
"Наш беспилотник дешевле зарубежных аналогов, а также способен выдерживать суровые климатические условия Казахстана: сильные ветра, низкие температуры зимой и летнюю жару", - рассказал корреспонденту Sputnik гендиректор АО "811 Авторемонтный завод КИ" Рамиль Баязитов.
Ранее Минобороны Казахстана закупало беспилотники только из-за рубежа - из России, Беларуси и Израиля. Сейчас республика может позволить себе производить до 10 БПЛА-имитаторов в год.
Сейчас в планах Казахстана на МАКС заинтересовать своими беспилотниками представителей других государств и начать поставлять продукцию на экспорт.
Международный авиационно-космический салон в подмосковном Жуковском является одним из самых известных в мире выставочных событий и достижений авиационно-космического комплекса. МАКС-2021 собрал более 140 тысяч специалистов, а также более 570 тысяч участников и гостей. Салон завершит свою работу 25 июля.
Агентство Sputnik - официальный информационный партнер авиасалона.
Казахстанский павильон авиационной и космической промышленности на "МАКС-2021" представлен ведущими производственными предприятиями, специализирующимися на производстве авиационной техники и комплектующих: ТОО "Казахстанская авиационная индустрия", ТОО "Еврокоптер Казахстан инжиниринг", ТОО "Казахстан Аселсан инжиниринг", АО "НК "Қазақстан Ғарыш Сапары", АО "СП "Байтерек", АО "Тыныс", АО "Авиаремонтный завод № 405", АО "811 авторемонтный завод", РГП "Казаэронавигация" и другие.