НУР-СУЛТАН, 3 мар - Sputnik. В Казахстане цифровой "паспорт" уже получили почти 2 тысячи бутылок водки, виски и вина, сообщает Центр развития цифровой экономики (дочерняя компания АО "Казахтелеком").
В пилотном проекте по цифровой маркировке алкоголя участвуют три казахстанских производителя и четыре импортера.
Информация о каждой бутылке вносится в информсистему маркировки и прослеживаемости товаров (ИСМПТ) для получения DataMatrix кода.
"В нем "зашита" цифровая информация о производителе, импортере, серийном номере партии товара и прочие сведения, необходимые для контроля за его перемещением. Код Data Matrix благодаря криптозащите невозможно подделать. Это позволяет проследить путь каждой бутылки от производителя до конечного потребителя и избежать использования некачественной и контрафактной продукции", - отметили в центре.
Среди промаркированных кодом Data Matrix - более 1000 бутылок водки, 360 бутылок виски, 300 бутылок вина и другая продукция.
МВД обсуждает возможное внедрение оцифрованных удостоверений за рулем
Когда оцифруют весь алкоголь в стране
Пилотный проект по маркировке алкоголя стартовал в июне 2019 года и будет продолжаться до 30 сентября 2021 года. На данный момент в пилоте участвуют заводы "Кокшетауские минеральные воды", "Бахус", "Натур продукт", а также импортеры "Перно Рикар Казахстан", "Альди и К", "Казахстан Вайн энд Спиритс", "Мартини Бакарди".
"Маркировка алкогольной продукции имеет свои особенности. В частности, каждая бутылка имеет еще и учетно-контрольную марку (УКМ). Поэтому мы наносим код Data Matrix на нее", - сказала гендиректор Центра развития цифровой экономики Бикеш Курмангалиева.
Введение обязательной цифровой маркировки алкоголя для всех участников оборота данной группы товаров в РК планируется в первом полугодии 2022 года.
Рынок алкопродукции выйдет из тени
Цифровые паспорта позволят решить проблему по "обелению" рынка и сокращению теневого оборота. По оценкам экспертов, теневой рынок алкоголя в Казахстане составляет около 25%.
"Мы постоянно читаем новости в СМИ о выявлении контрафактной алкогольной продукции. На прошлой неделе, например, на территории Алматинской области разоблачили подпольный водочный завод. Обнаружено более 170 тысяч бутылок, у которых были подделаны учетно-контрольные марки, и они не проходили сертификацию. То есть продукция была потенциально опасна для здоровья людей. И это не единичный случай", - сказал управляющий директор Центра Нуржан Баекеев.
Маркировка товаров является межнациональным проектом, реализуемым на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Обязательная маркировка уже введена с 1 октября 2020 года для ряда табачных изделий.
Также завершился пилотный проект по маркировке обуви. На данный момент также реализуются "пилоты" по цифровой маркировке фармпрепаратов, молочной продукции и товаров легкой промышленности.