НУР-СУЛТАН, 8 фев – Sputnik. Авиационная администрация Казахстана заявила о создании системы для цифрового регулирования в авиационной индустрии, которая будет называться Sunflower ("Подсолнух").
"Миссия проекта Sunflower заключается в создании инструмента визуализации, позволяющего искать и анализировать данные о полете, отвечая на запросы о местоположении воздушного судна, полетного задания и определении заказчика полета", - пояснили в комитете гражданской авиации Казахстана.
Проект разработан в сотрудничестве с BusinessOptix и gluoNNet. Так, швейцарская фирма gluoNNet способствовала разработке программного обеспечения проекта Sunflower, создав инновационное приложение для отслеживания самолетов. "Цифровой двойник" на платформе BusinessOptix (США), благодаря использованию базе данных, позволит смоделировать возможные риски и отследить производительность Авиационной администрации Казахстана.
Конкретная дата запуска цифрового авиарегулятора не называется.
В пресс-релизе отмечается, что создание такого цифрового приложения связано, в частности, со скандалом 2020 года, когда ООН уличила частные казахстанские компании в перевозке оружия в Ливию вопреки международному эмбарго. Как потом сообщил глава Авиационной администрации Казахстана Питер Гриффитс, авиакомпании использовали казахстанский флаг. Также стало известно, что казахстанская авиакомпания Bek Air незаконно обслуживала авиарейсы в Африке и Афганистане, не имея на то сертификата на выполнение международных полетов. Ранее также сообщалось, что ТОО "Sigma Airlines" незаконно летала в Чили.
Все эти нарушения выявлены при проверке, начатой после авиакатастрофы с участием пассажирского самолета Bek Air близ Алматы*.
Как сообщалось в итоговом пресс-релизе Авиационной администрации Казахстана за 2020 год, при поддержке инспекторов Британского регулятора был проведен аудит авиакомпании Bek Air, который выявил ряд серьезных нарушений безопасности полетов, а также некоторое покровительство авиаперевозчику со стороны двух инспекторов Авиаадминистрации, которые были уволены.
После выявленных фактов все записи о полетах было решено оцифровать - документы на бумажном носителе можно легко подделать и невозможно проверить на подлинность, заявили в Авиаадминистрации. Процесс цифровизации всех записей займет около трех лет. Тогда же было решено создать программу развития информационных технологий для внедрения новых методов авиационного надзора с привлечением международных экспертов в разработку инструментов.
* Двадцать седьмого декабря 2019 года пассажирский самолет авиакомпании Bek Air потерпел крушение близ Алматы почти сразу после взлета. Воздушное судно врезалось в бетонное ограждение и раскололось на две части. В результате крушения погибли 12 человек, в том числе командир экипажа, позже скончался второй пилот. Всего на борту самолета находились 93 пассажира и пять членов экипажа.