Казахстан становится транспортно-логистическим хабом Евразийского континента

© Photo : КТЖКазахстан становится транспортно-логистическим хабом Евразийского континента
Казахстан становится транспортно-логистическим хабом Евразийского континента - Sputnik Казахстан
Подписаться
Амбициозные геостратегические планы Казахстана успешно реализовываются. Значительные инвестиции в укрепление его позиций в качестве транзитного коридора приносят свои плоды

НУР-СУЛТАН, 22 дек — Sputnik. Только за прошлый год доход Казахстана от транзитных перевозок составил свыше 450 миллиардов тенге. Большую роль в развитии Казахстана как транзитного пункта на стыке Европы и Азии играет национальная компания "Қазақстан темір жолы".

В 2019 году объем транзитных грузов, перевезенных через нашу страну, составил 19,4 миллиона тонн. При этом 17,5 миллиона тонн перевезено через инфраструктуру КТЖ. За последние десять лет компания создала достаточно прочный инфраструктурный фундамент, усиливающий интеграцию транспортной сети страны в международные коридоры.

© Photo : КТЖКазахстан становится транспортно-логистическим хабом Евразийского континента
Казахстан становится транспортно-логистическим хабом Евразийского континента - Sputnik Казахстан
Казахстан становится транспортно-логистическим хабом Евразийского континента

В рамках государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию до 2015 года построены железнодорожные линии Узень - государственная граница с Туркменистаном и Коргас – Жетыген, позволившие сформировать новые маршруты в направлениях Восток – Запад и Север – Юг. Первая линия обеспечила прямой выход Казахстана на Туркменистан, Иран и страны Персидского залива. Железнодорожная линия Коргас – Жетыген - второй международный пограничный железнодорожный переход между странами увеличила объем транзитного грузопотока из Китая в Европу и Азию, сократив расстояние на 500 километров.

Дополнительный импульс развитию транзитного потенциала страны дала государственная программа инфраструктурного развития "Нурлы жол", которую утвердил первый президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев в апреле 2015 года. Было введено в эксплуатацию свыше 1 300 километров новых железных дорог, направленных на повышение транзитного потенциала и на оптимизацию внутренних перевозок.

Так, строительство линии Жезказган – Бейнеу обеспечило кратчайшее соединение центра и запада Казахстана. Центральный и северный регионы страны соединил участок Аркалык – Шубарколь. За счет строительства вторых путей в два раза увеличена пропускная способность линии Алматы – Шу. Новая линия Боржакты – Ерсай связала с железнодорожной магистралью паромный комплекс Курык, где последний – отдельная часть госпрограммы. В помощь загруженному порту Актау в связи с растущим объемом грузов по Транскаспийскому международному транспортному маршруту было принято решение о строительстве паромного комплекса в порту Курык.

© Photo : КТЖПорт Курык
Казахстан становится транспортно-логистическим хабом Евразийского континента - Sputnik Казахстан
Порт Курык

Строительство порта началось в апреле 2015 года. 6 декабря 2016 года в эксплуатацию введена первая фаза железнодорожного паромного комплекса порта Курык мощностью 4 миллиона тонн. Через год в тестовом режиме произведен запуск автомобильного перехода, позволяющего переваливать дополнительно 2 миллиона тонн грузов ежегодно. Сегодня порт Курык – это мультимодальный транспортный хаб, который может обслуживать до восьми паромов в сутки и обеспечивать перевалку грузов в объеме 6 миллионов тонн в год.

По оценкам "Самрук-Қазына", масштабные инвестиции в инфраструктуру будут вносить вклад в экономическое развитие Казахстана на уровне 0,1-0,2% ежегодно в течение следующего десятилетия. В 2019 году через морские порты Актау и Курык было перевезено порядка 6 миллионов тонн грузов, из них 2,2 миллиона тонн нефти, 2,5 миллиона тонн сухих грузов и 1,4 миллиона тонн паромных грузов. За первый квартал 2020 года экспортировано около 1,3 миллиона тонн грузов (нефть и нефтепродукты, зерно, металл). Импорт составил 224,9 тысячи тонн (ТНП, продукты питания, строительные материалы, цемент). Обработано портами порядка 60,8 тысячи тонн транзитных грузов (продукты питания, бытовая техника, медикаменты). 

© Photo : КТЖДополнительный импульс развитию транзитного потенциала страны дала госпрограмма "Нурлы жол"
Казахстан становится транспортно-логистическим хабом Евразийского континента - Sputnik Казахстан
Дополнительный импульс развитию транзитного потенциала страны дала госпрограмма "Нурлы жол"

Как отметил в своем недавнем послании президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, успешная реализация первого этапа программы "Нұрлы жол" позволила соединить столицу страны с регионами по "лучевому" принципу. Сформирован новый инфраструктурный каркас транспортной системы, обеспечена интеграция страны в глобальные транспортные коридоры, восстановлен исторический статус Казахстана как связующего звена между Азией и Европой.

"Однако конкуренция в этой сфере очень высока. В Центрально-Азиатском регионе появились альтернативные проекты, которые могут снизить транзитный потенциал Казахстана. Поэтому второй этап "Нұрлы жол" должен быть нацелен на закрепление лидирующей роли транспортно-транзитного сектора нашей страны", - отметил глава государства. 

© Photo : КТЖПланируется строительство четырех новых контейнерных терминалов на станции Достык
Казахстан становится транспортно-логистическим хабом Евразийского континента - Sputnik Казахстан
Планируется строительство четырех новых контейнерных терминалов на станции Достык

Для АО "НК"Қазақстан темір жолы", выступающего основным провайдером транзитной стратегии страны, это означает лишь одно – продолжение активной работы по развитию транспортно-логистической инфраструктуры страны. В рамках новой программы "Нурлы жол" на 2020-2025 годы за счет частных инвестиций планируется строительство четырех новых контейнерных терминалов на станции Достык. Это обеспечит рост обработки контейнеров к 2025 году до 1 миллиона тонн ДФЭ в год.

За счет республиканского бюджета предусмотрена реализация проекта "Модернизация железнодорожного транспортного коридора Достык – Мойынты". В рамках модернизации вышеуказанного участка будут выполнены работы по строительству новых раздельных пунктов, развитию существующих раздельных пунктов, строительству вторых путей. Ожидается, что пропускная способность увеличится более чем в 2 раза, а скорость контейнерных поездов до 1 250 километров в сутки.

© Photo : ктжКазахстан становится транспортно-логистическим хабом Евразийского континента
Казахстан становится транспортно-логистическим хабом Евразийского континента - Sputnik Казахстан
Казахстан становится транспортно-логистическим хабом Евразийского континента

Рассматривается строительство новой железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал, которая позволит разгрузить загруженный участок Сарыагаш – Ташкент, а также будет способствовать социальному и экономическому развитию региона за счет соединения густонаселенного и агропромышленного района с основной сетью железных дорог. В частности речь идет о создании новых рабочих мест, снижении стоимости товаров для жизнеобеспечения населения, бесперебойности транспортного обслуживания, развитии сельскохозяйственного производства, дополнительных налоговых поступлениях и снижении уровня безработицы.

Материал опубликован на коммерческой основе.

Лента новостей
0