И если нет, то возникает вопрос, а может ли проложить пути вперед кто-то другой, например Азия, пишет колумнист РИА Новости.
Для обсуждения таких вопросов существует Боаоский Азиатский Форум (БАФ), проводившийся в Китае в юбилейный 20-й раз и завершившийся вчера. В своем современном виде форум скорее о политике, чем об экономике, хотя первоначально задумывался для поиска путей выхода из "азиатского валютного кризиса" 1997 года. На нем бывают первые лица соседних государств и часто выступает лидер страны — вот и сейчас Си Цзиньпин высказал несколько оптимистичных мыслей о будущем мира.
Причин для этой тенденции много. И то, как умело Китай разобрался с пандемией, с учетом того кошмара, который до сих пор творится в Европе или США. И инициатива "Пояс и путь", объединившая в сотрудничестве с Пекином десятки государств. И состоявшаяся в прошлом году победа страны над бедностью, и многое другое.
Все это хорошо — осталось разобраться, идет ли речь только о Китае или об Азии в целом. Не говоря о том, что мы еще с 80-х годов прошлого века знали, что грядет "век Азии", — и вот он пришел, но как насчет нас? Сможет ли Азия возглавить во всех смыслах мировое развитие так, чтобы нам это было приятно? Материальные основания для этого есть. В прошлом году Восточная Азия (а это Китай, Япония, две Кореи и Монголия) вместе прирастили экономику на один процент, в то время как мир в целом упал на 4,3 процента. Но лидерство, да еще и глобальное — это не только экономика.
Давайте посмотрим, что сказал в своем видеообращении к конференции Си Цзиньпин, выбирая из полного текста его речи наиболее интересное именно для внешнего, неазиатского потребителя.
Итак, мир в целом пришел в "жидкое состояние" — везде перемены, нестабильность и неясность, дефицит разумного управления, доверия и безопасности. Но вызовы порождают большие надежды — и вопросы о том, куда дальше идти человечеству.
Вместо борьбы за правила Китай предлагает укреплять сотрудничество во всех мыслимых сферах, что понятно и логично. Общий же принцип существования государств и цивилизаций на данном этапе — это уважать и изучать друг друга. Особенно это должно касаться стран, участвующих в проекте "Пояс и путь". В целом, по Си, получается, что пока "отдельные страны" пытаются раздражать Китай примерно теми же способами, которые применяют к России, партнеры по "Поясу и пути" имеют все возможности показывать другим пример по части совместимости каких угодно программ, правил и стандартов — экономических и прочих.
То есть проект этот может стать образцом интеграции, не утюжащей всех участников до полного выравнивания, а интеграции взаимного принятия реальностей. Простая мысль, и этим хороша.
Революционность данной мысли в том, что в прежние эпохи глобализация развивалась путем конкуренции, мирной, но чаще не очень. Не надо считать войны результатом исключительно экономических споров (борьбы за рынки сбыта или за территории, платящие дань). Как минимум с начала эпохи колониальных завоеваний агрессоры всегда подразумевали, что можно и нужно нести другим народам стиль жизни, культуру, законы и много чего другого — не материального, но делающего там жизнь завоевателя максимально похожей на то, как он жил дома. Местные обитатели должны были в идеале принять все эти новшества с общей идеей, что им же от этого будет лучше.
Здесь нетрудно заметить, что касается этот принцип не обязательно только территорий, обозначенных государственными границами. Терпимость к инаковости может касаться разных групп людей (и просто людей), живущих на куда меньших территориях, в одном городе и на одной улице. А с этим в мире в последнее время не очень хорошо: нетерпимость к иным, в частности, достигла критической точки в США (с их "культурой отмены", то есть попросту травли людей за убеждения). Правда, и раньше было не лучше, но есть ощущение, что именно сегодня всплеск тоталитарности, попытки навязать вообще всем то старые, то новые идеи, обязательные к исполнению, — это не ко времени.
У азиатских цивилизаций и правда есть опыт сосуществования самых разных общин как минимум в одном городе. Не всегда мирный опыт, но все-таки неплохой — достаточно посмотреть на историю китайской или индийской общины в самых разных странах Юго-Восточной Азии. Но у тех же азиатов есть и неприятная традиция создавать культ коллективности, причем к Китаю это относится в первую очередь. В общем, провозглашать хорошие принципы — это правильно, а вот воплощать их — это работа. Задание на предстоящую эпоху.