Я вхожу в число тех 700 тысяч казахстанцев, которые могут снять свои пенсионные накопления сверх порога достаточности и потратить их на покупку квартиры или участка, погашение ипотеки.
Старта новой программы по использованию отложенных сбережений я ждала. Еще пять лет назад, покупая "трешку" на левобережье Астаны, я и мечтать не могла о таком варианте. Тогда наша скромная квартира площадью чуть больше 70 квадратных метров стоила почти 20 миллионов тенге (при курсе 383 тенге за доллар сумма составляла 52 тысячи долларов) – и это еще на начальном этапе строительства. Нам не хватало пару-тройку миллионов тенге, чтобы осуществить задуманное. Тогда недостающую сумму мы взяли в кредит, и пришлось переплачивать хорошие деньги.
Сейчас я скрупулезно читала каждую новость о заветных пенсионных, и мне показалось, что алгоритм их досрочного изъятия несложный.
Первое: проверяешь доступную сумму накоплений. Второе: открываешь специальный текущий счет. Третье: выбираешь цель и подаешь онлайн-заявку. Четвертое: получаешь одобрение.
На деле оказалось немного труднее, пришлось проявить настойчивость и находчивость.
Специальный счет я открыла заблаговременно через мобильное приложение "Отбасы банка" (ЖССБ 24). Наступило 23 января - стартовый день приема заявок. Я решила подавать заявку ближе к вечеру: вдруг с утра сайт enpf-otbasy.kz не выдержит. Тут действительно все прошло гладко.
И вот я жду одобрения от банка. Прошло воскресенье, прошел понедельник. На календаре вторник, и я с нетерпением открываю сайт, чтобы посмотреть статус моей заявки. На экране читаю:
"Открытие спецсчета онлайн невозможно. Для уточнения просим Вас обратиться в отделение банка либо позвонить в контакт-центр по номеру 300 с сотового телефона (звонок бесплатный)".
Приехали. Дальше начинается самое интересное.
Контакт-центр "Отбасы банка". Стараюсь не паниковать, набираю три-ноль-ноль на мобильном, отвечает автоответчик. Сразу же приходит сообщение, что всю необходимую информацию можно получить в чат-ботах WhatsApp и Telegram Отбасы банка.
Чат-бот тоже не может разъяснить, почему заявку отклонили.
Снова контакт-центр. Я звоню уже с городского телефона по номеру 8 8000 801 880. Консультант подтверждает, что заявка отклонена из-за отсутствия спецсчета, и посылает меня в Единый накопительный пенсионный фонд. Прошу ее забронировать мне посещение филиала банка. В ответ слышу, что в ближайшие дни это сделать невозможно, попасть к ним получится только в феврале.
Колл-центр ЕНПФ. По всем вопросам, связанным со снятием пенсионных, автоответчик отправляет меня обратно в банк.
Банк так банк, решаю я и заказываю видеозвонок на сайте ЖССБ. Милый консультант на этот раз видит в базе данных мой спецсчет, но советует отозвать прежнюю заявку и оформить новую. На вопрос о том, не усложнит ли это и так непонятную ситуацию, она уверенно говорит "нет".
Я решаю ничего не трогать, а подать обращение, в котором прошу дать мне внятный ответ. Обращений было два - при первом и втором звонках. Мне обещают, что сегодня-завтра нужные специалисты перезвонят. Не перезванивают.
Тем временем статус моей заявки меняется на короткое время.
"Сейчас мы проверяем, открыт ли у вас специальный счет для зачисления единой пенсионной выплаты. Это недолго : )", - написано там.
Однако спустя пару часов возвращается комментарий о том, что открытие спецсчета онлайн невозможно.
Проходит вторник, наступает среда. Утром я захожу на сайт - и знаете, что? ЕНПФ принимает мою заявку на рассмотрение, срок рассмотрения составит от трех до пяти дней.
Почти победа, можно выдохнуть!
Моя подруга, кстати, не сталкивалась с подобным. Во вторник отправила заявку, в среду увидела сообщение о рассмотрении.
И вот скажите мне теперь, почему я столкнулась с непонятными преждевременными решениями, невнятными ответами операторов колл-центров, неразумной тратой времени на выяснение всех причин.
Почему мне было важно получить свои деньги оперативно? Через неделю у меня день рождения, и в этот день порог достаточности для меня изменится. На 100 тысяч тенге. Мелочь, скажут многие. Но эта "мелочь" все равно ощутима, и как же неприятно было тем, кто не успел до своего дня рождения утрясти все нюансы с заявкой.
P.S. Вообще мои знакомые и друзья разделились на два фронта. Одни ринулись в бой, подавать заявки, другие – в ожидании. Если получится у первых, вторые тоже подключатся.
P.P.S. Во вторник ночью в интернет-банкинге ЖССБ 24 мне пришло уведомление. "Так держать!" - увидела я.