Три трупа и трое выживших
Ранним утром 17 ноября 2011 года в службе скорой помощи Айыртауского района Северо-Казахстанской области раздался звонок. Детский голос, захлебываясь в рыданиях, пытался что-то объяснить диспетчеру. Для того чтобы успокоить ребенка и разобраться в ситуации, потребовалось около 10 минут. Девочка смогла назвать точный адрес и сказала, что ее семью убили. Вместе с медиками на место происшествия сразу же выехали и полицейские.
Все трое убитых оказались членами одного семейства: супруги Галина и Анатолий Смирнягины (фамилия изменена) и их сын Александр. Трое несовершеннолетних, которые в момент убийства находились дома, также были детьми Галины и Анатолия, но их преступник пощадил, даже несмотря на то, что они стали свидетелями расправы.
Несмотря на жуткий страх, который они испытывали, дети смогли описать подозреваемого довольно подробно, и уже через час после заявления о преступлении мужчину по ориентировке с фотороботом искали все полицейские области.
Прочь версии! Ищите ревнивца
Оставшиеся в живых дети хоть и пребывали в шоке, но, осмотрев дом по просьбе полицейских, сообщили, что из квартиры ничего не пропало. За исключением мелочей – отцовской куртки и сапог. Хотя в доме было чем поживиться, будь убийство организовано с целью ограбления.
Соседи убитых, опрошенные в первые часы после совершенного преступления, полезной информации сыщикам не дали. По их словам, семья была крепкой и дружной, и никто никогда не слышал, чтобы супруги ругались. К людям Анатолий и Галина относились добродушно, ни с кем не скандалили и врагов не имели. И только мать убитой Галины вдруг вспомнила, что в последнее время дочь буквально замкнулась и странно себя вела.
О том, что женщину преследуют, родные узнали только на утро, когда заметили на ее теле синяки, и настойчиво потребовали рассказать о том, что происходит. Тогда Галина и обмолвилась, что встретила старого знакомого, с которым не виделась почти 20 лет, и который почему-то считает, что она должна бросить семью, развестись с мужем и жить с ним. Естественно, что супруг женщины вскипел от такой наглости гостя из прошлого и готов был разобраться с ним по-мужски. Но, опасаясь того, что все кончится плохо, Галина так и не назвала имени навязчивого ухажера.
Преступник был ближе, чем казалось
Информация, которую по крупицам удалось собрать сыщикам, давала ответ на вопрос о возможном мотиве преступления, но не давала главного: имя преступника оставалось неизвестным. Это означало только то, что полицейским предстояло "отправиться в прошлое" и по мелочам разобрать, что происходило в жизни Галины в каждый из периодов.
Обходя поселок в поисках возможных свидетелей пребывания в населенном пункте чужих людей, полицейский обратил внимание на капли крови у местной кочегарки. Войдя внутрь, он и нашел незнакомца, который прятался внутри. 45-летний Серик Кудайбергин был в состоянии тяжелого похмелья и не нашел, что сказать в свое оправдание, когда участковый задал прямой вопрос: "Это ты их убил?".
Одержимый: как Кудайбергин искал возлюбленную
Кровь на пороге кочегарки, куртка и сапоги хозяина дома, в которых преступник покинул место преступления, и еще ряд улик стали неопровержимыми доказательствами того, что именно Кудайбергин расправился с супругами и их старшим сыном. Да и сам он отрицать этого не стал, рассказав всю 20-летнюю историю от начала до конца.
Как впоследствии установят полицейские, это преступление сошло с рук Кудайбергину: Галина решила не поднимать шума, потому что не хотела огласки: собрала вещи и уехала в направлении, которое для всех, кроме нее, оставалось загадкой.
То, что девушка не заявила в полицию об изнасиловании, Серик Кудайбергин изначально воспринял неадекватно. Он убедил сам себя в том, что Галина в него влюбилась. И только то, что она уехала без предупреждения и не сказала, куда, не давало ему покоя.
Вновь оказавшись на свободе через некоторое время, Серик Кудайбергин продолжил поиски Галины Смирнягиной. По его же признанию, эту "болезнь" вылечить было нельзя.
Прошло 19 лет, а Кудайбергин не прекращал поиски. Он был буквально одержим мечтой о том, чтобы Галина стала его супругой, и, практически не имея шансов ее найти, не оставлял попыток. К сожалению, именно эта настойчивость привела к тому, что однажды "старые знакомые" все же случайно встретились.
Счастливая жизнь превращается в ад
Теперь, когда спустя два десятка лет Кудайбергину удалось разыскать свою возлюбленную, он не упускал Галину из вида. Несколько месяцев, день за днем, как заправский шпион, он следил не только за ней, но и за ее домочадцами. Тот объем информации о жизни членов семьи Галины, которым располагал Серик, удивил даже сыщиков.
Галина, кстати, как могла, избегала общения с Кудайбергиным. Но для человека, который потратил на ее поиски два десятилетия, это было совершенно неважно: он вел себя нагло и настойчиво. А однажды, под предлогом важного разговора, который должен был расставить все точки над "i", заманил женщину в свою съемную квартиру.
Напрасно Галина рассчитывала на то, что сможет убедить влюбленного сумасшедшего в том, чтобы он оставил в покое ее и семью. В настоящем плену, с лезвием ножа у горла, она провела в квартире Кудайбергина почти сутки. А для того, чтобы выйти оттуда живой, она была вынуждена пообещать развестись с мужем и жить с Сериком.
Естественно, это были только обещания, выполнять которые женщина не собиралась. В поисках выхода из сложившейся ситуации Галина готова была на любые шаги, но так и не решилась рассказать обо всем происходящем мужу.
Я не желаю ждать!
Все время, которое Галина попросила у Кудайбергина, чтобы решить вопрос об уходе из семьи, Серик не переставал преследовать ее и напоминать о себе. Постоянные звонки и ощущение того, что вне дома она находится под постоянным наблюдением, сводили женщину с ума. Вероятно, как сводили с ума Кудайбергина ее постоянные попытки избегать с ним общения и встреч. И вот однажды Серик решил действовать радикально.
17 ноября 2011 года Серик решил, что настало время поговорить с Галиной и ее супругом Анатолием и раз и навсегда решить вопрос о том, с кем останется женщина. Но идти на эту встречу без "допинга" он не решился. Взяв конфеты, шоколад и водку, он отправился в дом к возлюбленной, но, по дороге встретил знакомого кочегара.
По словам Серика Кудайбергина, к двум часам ночи он "набрался" основательно и, несмотря на позднее время, все же решился на визит в дом Галины.
На стук в дверь среди ночи первым на крыльцо вышел супруг Галины – Анатолий. И хотя ситуация была не самой обычной, пригласил визитера в дом, чтобы избежать соседских сплетен. Но разговор у мужчин не сложился сразу после того, как Серик заявил, что пришел забрать Галину и не желает слушать никаких доводов против этого.
Попытка выставить наглого визитера за дверь мгновенно переросла в скандал и драку между мужчинами. Но Кудайбергин оказался к этому подготовлен и, достав из кармана нож, хладнокровно ударил своего оппонента несколько раз.
Аналогичная участь постигла и Галину, которая попыталась вступиться за супруга и сына. Правда, Кудайбергин утверждал, что не помнит, как убивал возлюбленную. По его словам, это произошло случайно, когда женщина пыталась разнять дерущихся мужчин.
Поняв, что произошло, Серик Кудайбергин еще некоторое время находился в доме. Слоняясь по комнатам, он и наткнулся на троих, спавших в детской, младших детей Галины. Но, учитывая то, что во время трагедии они из комнаты не выходили, угрозы в них он не увидел. Трогать их Серик не стал, молча закрыл дверь в комнату и вышел из дома, впопыхах, вместо своей одежды, надев сапоги и куртку убитого им хозяина дома.
Прошу покарать по всей строгости закона
То, как спокойно Кудайбергин рассказывал на допросах о совершенном им тройном убийстве, его деталях и причинах, подтолкнувших к этому, навело полицейских на мысль о том, что он невменяем и явно страдает каким-то психическим заболеванием. И, экспертное исследование, назначенное в процессе расследования, эту версию подтвердило. Диагноз, поставленный специалистами, звучал как приговор: “Параноидальная шизофрения непрерывного типа”.
Это значило лишь одно – вместо колонии Кудайбергина ожидало принудительное лечение в психиатрической клинике закрытого типа с интенсивным наблюдением. Именно такое решение вынес и суд, несмотря на то, что сам преступник на каждом заседании просил для себя расстрел.
Истории громких преступлений в пересказе колумниста Sputnik Александра Мироглова читайте здесь