Новая история с массовым убийством, но уже в черте крупнейшего мегаполиса страны, вселила в людей ужас.
Первые сообщения об убийстве егеря были похожи на слухи
Егеря Аксайского ущелья Панайота Захаропуло в Алматы и области знали все любители активного образа жизни. "Дядя Костя" — так запросто называли его все, кто хоть раз оказывался на его территории.
Утро понедельника 13 августа 2012 года началось для меня, как обычно, в редакции еженедельной газеты. К планерке нужно было подготовить темы, но… летний сезон обычно не богат на события, а потому с этим было туго.
Мое беспорядочное "ковыряние" в Сети прервал ворвавшийся в кабинет коллега: "Слышал, в Аксайском ущелье шесть человек перебили. Говорят, на кордоне дяди Кости. И его – тоже…".
Звучала эта новость как фейк: пройти на землю Панайота Захаропуло с оружием казалось невозможным. Единственный, кто имел такую возможность, – сам егерь.
Слухи о произошедшем обрастали подробностями, верными и, как потом выяснится, не очень, словно снежный ком. Одно было понятно: чтобы точно знать картину, нужно ехать на место самим.
"Поехали на моей!" — предложил коллега.
Любитель прогулок по не самым доступным природным достопримечательностям близ Алматы, он был счастливым обладателем люфтованного (модернизированного для лучшей проходимости в труднодоступных местах) внедорожника на огромных грязевых колесах.
Спорить я не стал, да и время не позволяло. И только потом я понял, что коллегу за рулем этого "монстра" мне послало само провидение.
Дорога к кордону егеря была полна сложностей
Городскую черту мы проскочили быстро, тем более что моему другу маршрут был хорошо знаком — у дяди Кости он бывал не раз. Но, поднявшись чуть выше, в сторону дач, мы наткнулись на первую преграду. Узкую горную дорогу перегородила патрульная машина, а перед ней, разворачивая всех в обратном направлении взмахами жезла, стоял инспектор.
Вспомнив журналистскую истину: "Не пускают в дверь – лезь в окно", нам не оставалось ничего другого, кроме как попробовать пробраться к месту происшествия окольными путями. Дачные массивы в этом районе буквально испещрены тонкими сосудами проселочных дорожек.
По ухабам и разбитой колее мы добирались до домика Панайота Захаропуло не менее полутора часов. В дороге нам трижды приходилось на тросе вытаскивать застрявших коллег, увязавшихся за нами на легковой иномарке. Но пробиться все же удалось.
На кордоне у Захаропуло царила суета и было страшно
К тому времени, когда мы окольными путями добрались к домику дяди Кости, здесь находилось множество людей – в основном близкие друзья и родные егеря, а также местные жители, которых опрашивали десятки полицейских. На появление очередной группы с фотоаппаратом никто не отреагировал: тела после осмотра судмедэкспертами и криминалистами уже увезли. О разыгравшейся здесь трагедии напоминали только две машины: "покалеченный" о шлагбаум Nissan Patrol, принадлежавший старшему сыну егеря Захаропуло – Игорю, и "Нива" гостей дяди Кости. В обоих автомобилях были разбиты стекла, а кресла в салонах перепачканы кровью.
Версий было множество. Кто-то называл произошедшее обычной "бытовухой", считая, что, перепив, кто-то из гостей мог схватить нож и устроить резню. Другие говорили о возможной мести высокопоставленных государственных чинов, которых Захаропуло поймал на браконьерстве и, не желая договариваться, по полной сдал их куда следует, в результате чего они лишились своих должностей. А одна из дачниц – женщина лет 70, говорила о том, что она, да и ее соседи тоже, не раз видели неподалеку группу мужчин – азиатов с бородами, которые тренировались не хуже, чем армейские подразделения.
День клонился к закату, а полицейские не собирались покидать места преступления. Местность в округе они прочесывали цепью — так, как показывают в кино. В конце концов удалось выяснить, что у домика егеря и в его окрестностях нашли тела шестерых убитых: Ирины Карпенко, Виталия Синякова, Панайота Захаропуло, Антонины Карпызиной, Дмитрия Мусахранова и Андрея Гузева. Бесследно исчез старший сын дяди Кости – Игорь.
Наша группа тоже не торопилась уезжать. Вся информация уже была передана коллегам в офис, где они готовили материал о хронологии страшных событий. Никто и не догадывался тогда, что у них будет не менее страшное продолжение.
Еще шестерых убитых нашли в Аксайском ущелье
Утро вторника 14 августа было, как близнец, похоже на предыдущее. Мы вновь выехали в Аксайское ущелье. Теперь нам было необходимо пробраться на кордон егеря Алексея Шкилева, который располагался на 25 километров выше дома Панайота Захаропуло. Там после пожара в доме полицейские обнаружили обгоревшие тела еще шести человек. На то, чтобы установить их личности, понадобилось немало времени. Но одно было понятно. Всех их зарезали с той же жестокостью, что и людей на нижнем кордоне.
Тем временем, отрабатывая версии, следователи обратили внимание на ряд странных деталей. Во-первых, из дома Захаропуло не пропало ничего ценного. А ведь в сейфе лежали драгоценности и крупная сумма денег в валюте и тенге. При этом стиль всех 11 убийств напоминал обыкновенную, как говорят полицейские, "бытовуху": каждому потерпевшему было нанесено не менее 20 ножевых ранений.
Это чуть позже эксперты определят, что первые удары были нанесены в жизненно-важные органы и привели к смерти. Из этого сыщики и сделают вывод, что действовали профессионалы, а все остальные удары были нанесены для того, чтобы пустить полицию по ложному следу.
Попасть к сгоревшему дому Алексея Шкилева нам так и не удалось: туда вела всего одна дорога, а объехать посты полиции по склонам, даже на хорошем внедорожнике, было невозможно. Тогда мы и решили поговорить с местными дачниками, потому как возвращаться с пустыми руками в редакцию очень не хотелось.
Ничего особенно ценного они рассказать не смогли. Большинство историй были из разряда слухов. Однако многие утверждали, повторюсь, что не раз видели в этих местах бородатых мужчин – азиатов, которые тренировались, словно профессиональные спортсмены. Люди говорили, что видели их своими глазами, а не узнали об этом из россказней соседей.
Правоохранители же знали об этом уже в конце первого дня, когда при проческе местности обнаружили земляной блиндаж – накат с различной утварью. Все говорило о том, что еще недавно здесь жили люди. А вернее, тут прятались жены и дети боевиков, которые готовили в Алматы ряд террористических актов. Но об этом люди в форме предпочли не распространяться.
По одной из версий, которая до сих пор официально не подтверждена, именно отсюда и начался конфликт между егерем и бандитами. Якобы неподалеку от схрона Панайот Захаропуло нашел кости то ли косули, то ли марала, а после выследил и самих обитателей землянки, что и привело к открытому столкновению.
Кого уничтожил спецназ при спецоперации в Баганашиле?
Новости о том, что произошло в Аксайском ущелье Иле-Алатауского национального парка, переполняли все ленты интернет-изданий и занимали первые полосы газет. Пока журналисты выдвигали версии, иногда совершенно неправдоподобные, спецслужбы искали преступников. И нашли.
Утром 17 августа 2012 года в Алматы, в поселке Баганашил, подразделения спецназа МВД и КНБ блокировали и оцепили один из особняков. С глубокой ночи и почти до полудня здесь слышались выстрелы и взрывы.
Раздраженность полицейских, стоявших в оцеплении, говорила только о том, что происходящее – совсем не учения. Приехавших на место журналистов остановили за полкилометра от места проведения операции, и о том, что там происходило, они могли судить только по обрывистым фразам, доносившимся из полицейских раций. Нам же повезло несколько больше.
И если помочь во многом я не мог, то перекусить (а еду мы, помня предыдущие дни, взяли с собой) ему предложил. Через минуту мы уже сидели в нашей редакционной машине и беседовали. Нет, это было не интервью, а простой разговор старых знакомых.
Многого офицер не знал, так как его самого не подпускали близко к месту ведения боевых действий. Однако рассказал, что в окруженном доме находятся те люди, которые устроили "Аксайскую резню". Как они сюда попали, он тоже точно не знал, но сказал, что не исключено, что прошли через горы: расстояние вполне посильное для подготовленных и спортивных мужчин.
Беседа накоротке закончилась, и знакомый офицер вновь исчез за периметром оцепления. Спустя еще час было объявлено о завершении операции.
Полиция и спецслужбы ограничились коротким заявлением. Они сообщили, что в результате спецоперации уничтожены вооруженные люди – приверженцы радикальных исламских движений. И только позже станет известно, что часть из ликвидированных бандитов за несколько дней до этого участвовала в кровавой расправе на двух егерских кордонах.
Террористическая ячейка представляла угрозу для страны
Когда расследование деятельности террористической ячейки, устроившей резню в Аксайском ущелье, подходило к концу, спецслужбы все же рассказали о том, насколько серьезные планы были у экстремистов.
Выяснилось, что костяк банды сложился еще в местах заключения, где некоторые из ее участников отбывали наказание за общеуголовные преступления.
Сами террористы, понимая, что теперь их будут искать, сумели скрыться вместе с выжившими членами семьи. Своих оставшихся в живых жен и детей они поселили в том самом блиндаже в Аксайском ущелье, на территории, которую охранял егерь Панайот Захаропуло. Как только последний обнаружил блиндаж, в национальном парке и произошли те кровавые события.
Во время спецоперации в Баганашиле спецназу удалось уничтожить почти всех членов ячейки радикальных исламистов. Не оказалось среди них только двоих – Саяна Хайрова и Заурбека Ботабаева. Их объявили в розыск.
Хайрова удалось задержать в соседнем Кыргызстане спустя некоторое время и добиться его экстрадиции в короткие сроки. Даже несмотря на то, что во время резни в Аксайском ущелье его не было в городе и участия в бойне он не принимал, что было доказано судом, его все же осудили. По совокупности других преступлений, им совершенных, его приговорили к 11 годам лишения свободы.
Заурбек Ботабаев до сих пор находится в розыске.
Без вести пропавший 13 августа 2012 года старший сын Панайота Захаропуло – Игорь − официально объявлен погибшим, хотя его тело так до сих пор и не найдено.