Кингова башня

Подписаться
"Темная башня", снятая по книгам Стивена Кинга, разделила зрительскую аудиторию: фанаты творчества американского писателя ругают фильм, те, кто с ним не знаком, считают картину вполне смотрибельной. В любом случае, кажется, продолжения не будет

Основные факты о "Темной башне" широко известны. Пунктиром: цикл фантастических романов Стивена Кинга, написанных в 1980-2010-х, главный герой которого – Стрелок Роланд Дискейн, "списанный" с Клинта Иствуда − образца вестерна "Хороший, плохой, злой".

Фильм Мажоры - Sputnik Казахстан
Недомажоры
Поэтому, когда пошли разговоры об экранизации, фанаты принялись обсуждать слухи о предполагаемых кандидатах на роль Стрелка. Назывались Кристиан Бэйл, Дэниэл Крейг, Вигго Мортенсен и даже Том Харди, красиво выглядел бы ход с приглашением сына Клинта Иствуда, Скотта, но наиболее вероятным кандидатом считался Мэттью Макконахи. И он был утвержден. Но на роль главного антагониста – Уолтера, Человека в черном. А потом случился легкий скандал с расистским оттенком: то, на что уже несколько лет не решаются создатели бондианы, сделали ребята из Sony Pictures – они взяли на главную роль Идриса Эльбу. Каждый раз, когда Дэниэл Крейг канючит по поводу того, будет он еще играть Джеймса Бонда или нет, в качестве сменщика, в революционных фаворитах ходит Эльба. У "Темной башни", конечно, не так много поклонников, как у бондианы, но и образ стрелка не особо вязался у фанатов с Идрисом. Хотя какая разница, если фильм будет хорошим? Но сейчас поклонники творчества Кинга чувствуют себя обманутыми и разочарованными.

Тут нужно сделать важное уточнение – автор этих строк ни одной книги из цикла "Темная башня" не читал, поэтому перед просмотром не был отягощен никакими ожиданиями от кинокартины. И фильм мне – с несколькими оговорками – понравился. Это хороший пример среднебюджетной фантастики (60 миллионов долларов по нынешним временам вовсе немного для проекта такого уровня), где нет бесконечных спецэффектов и битв, но есть мысль, хорошие актеры и необходимая "правда в жизни" без ориентации на возрастной рейтинг. Здесь будут умирать "хорошие парни", потому что так бывает.

Кадр из фильма Дюнкерк - Sputnik Казахстан
"Дюнкерк" показал, что шикарное кино может быть и без женщин
У Джейка Чэмберса погиб отец, и теперь он живет с матерью и отчимом. Возможно, все у них было бы хорошо, но уже год Джейку каждую ночь снятся странные видения – о Темной башне, защищающей наш мир от вторжения, Человеке в черном, стремящемся ее разрушить при помощи разума одаренных детей, и Стрелке, который обязан башню защищать. Свои видения Джейк превращает в рисунки, его мучают ужасы, что тревожит мать и отчима, терапия не помогает, и мальчика решают сдать в психушку.

Строго говоря, фильм "Темная башня" — это не экранизация. Не только не экранизация первой книги цикла (в Sony сразу заявили, что будут миксовать несколько произведений), но и не экранизация вообще. И это грандиозное разочарование для фанатов – по их словам, от книг в фильме нет практически ничего, кроме имен главных героев.

Поклонников Кинга можно понять, но штука в том, что хорошие экранизации, устраивающие если не всех, то большинство, чрезвычайно редки. И, как мне кажется, создатели фильма "Темная башня" приняли правильное решение, максимально уведя кино от первоисточника.

© Photo : скрин из официального трейлера "Темной башни"Кадр из фильма "Темная башня"
Кадр из фильма Темная башня - Sputnik Казахстан
Кадр из фильма "Темная башня"

Для полноценной экранизации нужно было бы масштабное полотно с соответствующими затратами средств и времени – у "Темной башни" же хронометраж всего полтора часа. И это, кстати, тоже проблема. Несмотря на очевидные достоинства, главное из которых – отсутствие бестолковой беготни, пустых экшн-сцен и утомительных битв, "Темная башня" все-таки излишне схематична. Вот Джейк, вот его семья. Вот Уолтер – он хочет разрушить наш мир, а сначала должен разрушить башню. Вот Роланд – он последний Стрелок, и от него зависит, падет башня или нет. Временами характеры и мотивации героев раскрываются, но недостаточно глубоко. То есть само кино местами захватывает, однако для того, чтобы максимально сопереживать центральным персонажам, просто не хватает времени и данных о них. Грубо говоря, ты не успеваешь с ними подружиться.

Кадр из мультфильма Гадкий я 3 - Sputnik Казахстан
"Фу, какая гадость!"
Так же можно описать актерские работы. Макконахи, как обычно, впечатляет, но, как ни странно, играть ему особо нечего. А мотивы Уолтера прямолинейны, как шоссе в Неваде. Для чего позвали прекрасного актера, мастера маленьких ролей, номинанта "Оскара" Джеки Эрла Хейли, тоже непонятно – его персонаж, наместник Человека в черном в Нью-Йорке, абсолютно плоский. Хорош 16-летний Том Тэйлор, сыгравший Джейка, но у него и герой наиболее объемный и раскрытый – со всеми страхами, комплексами, характером, принципами. Ну и разочаровал Идрис Эльба. Он, как и Макконахи с Хейли, отличный актер, но тут ему, как и выписанному в сценарии Стрелку, явно не хватает глубины. Все это тем страннее, что над сценарием трудилась команда во главе с обладателем "Оскара" за "Игры разума" Акивой Голдсманом.

Кадр из фильма Охотник с Уолл-стрит - Sputnik Казахстан
"Охотник с Уолл-стрит": акулы капитализма тоже плачут
В общем, получилось "ни нашим, ни вашим". Фанаты Кинга фильм едва ли не проклинают, многие зрители "со стороны" не удовлетворены отсутствием необходимого количества экшна и взрывов-драк-катастроф. Закономерно, что на старте "Темная башня" показала очень слабые сборы – менее 20 миллионов долларов в США (плюс еще около 7 по миру), что чуть больше, чем у "Дюнкерка" на третьей неделе проката. А "сарафан" практически гарантированно обвалит фильм в следующие недели. При том, что, повторюсь, сама по себе картина весьма неплоха. Но она, увы, не отвечает ожиданиям зрительского большинства. И хотя в финале явно оставлена дверца для продолжений (да они, пусть и без особой конкретики, уже заявлены), предположу, что сиквелы мы вряд ли увидим.

Самые, наверное, яркие примеры неудавшихся франшиз в XXI веке – это "Лемони Сникет: 33 несчастья" (роскошная готичная сказка с блестящими Джимом Керри и Мерил Стрип), "Игра Эндера" (умная фантастика о космосе, пришельцах и детях с Эйсой Баттерфилдом, Хэйли Стенфилд и Харрисоном Фордом в главных ролях) и "Золотой компас" (красивое фэнтези с Дэниэлом Крейгом, Эвой Грин и Николь Кидман). Все это были экранизации. Экранизации удачные. Но, как и "Темной башни", им не хватило коммерческой направленности и примитивизма. Все они замышлялись, как франшизы, и все были заморожены после кассовых неудач первых картин. Есть ощущение, что с "Темной башней" будет также.

Лента новостей
0