Мне не дано привязываться к городам, ну нет такого чувства: моя малая родина, мой город, в этот детсад ходила, в этой школе училась. Нет у меня ностальгии. И никогда не было. Может какой-то дефект организма или генетический сбой?! А возможно, это оттого, что из-за специфики работы отца наша семья подолгу не жила ни в одном городе, и за время учебы я сменила пять школ. Но есть у этой, понимаю, что странной для многих, моей особенности и хорошая сторона – я никогда не сравниваю города, в которых живу, между собой, заранее выискивая недостатки у нового места жительства и закрывая глаза на проблемы тех городов, где жила раньше.
"Тоня, Тонь, — кричали они ушедшей в подсобку из-за прилавка продавщице, — колбаску взвесь скорей, мой что-то с работы рано пришел голодный, надо рот ему заткнуть". Тоня величественно выплывала из подсобки, не торопясь отрезала кусок вареной колбасы от толстого батона и шмякала его на весы. Всё, на этом ее работа заканчивалась. Такой "опции", как упаковать продукт, протянуть покупателю и сказать "пожалуйста", в магазинах тогдашней Акмолы не было, ну или, по крайней мере, встречалась очень редко.
Приехавших же, в свою очередь, удивляла местная особенность называть не адрес дома, а район или даже "прозвище" местности.
Все местные жители, например, сразу понимали, где находится "афганский дом", "китайская стена", "район встречи" или Жуковка, хотя названий этих ни на одной карте города не было. Но довольно быстро все друг друга поняли и, главное, осознали, что мы теперь не просто "соседи по коммуналке", а земляки, а значит, почти родственники. И вот уже бывшие алматинцы после второй кружки пива соглашаются, что новая столица, в принципе, не плохой город, "ей бы еще горы – вообще цены бы не было". "А лучше море", — спорили с ними приехавшие из Актау. За разборками "понаехавших", ставшими в одночасье столичными жители, наблюдали с улыбками. А традиция давать имена собственные зданиям в городе прижилась. И теперь любой астанчанин вам покажет, где находится "чупа-чупс", "матросская тишина", "доллар" или "четыре китайца".
В столицу Казахстана приезжают на гастроли самые известные исполнители (Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Сара Брайтман, Лара Фабиан, Денис Мацуев и многие-многие другие) и самые прославленные театры мира (назову, к примеру, Ла Скала, Мариинку или московский "Современник"). И гастроли эти всегда идут с полным аншлагом.
Появились в Астане и свои весьма и весьма достойные театральные коллективы – "Астана Опера" и "Астана Балет". В городе есть хорошие рестораны с прекрасной кухней и своей неповторимой аурой, торговые центры, фитнес-клубы, оборудованные самыми современными тренажерами, есть хорошие медицинские клиники, школы и вузы.
Астана, нравится это кому-то или нет, стала символом Казахстана. Ну а что же с Целиноградом и Акмолой? Вы все еще их сможете найти на правобережье столицы и даже в больших количествах. Рано или поздно пред нами встанет вопрос – что с этим делать. Что делать с двухэтажными бараками и хрущевскими хлипкими панельками, которыми по большей части застроен старый город, куда девать расположенные в городе частные дома, которые остались в наследство от былых времен или уже построены в столичное время.
Наверное, со всеми этими вопросами совсем скоро будут разбираться специалисты: архитекторы, урбанисты, строители. И, хочется верить, они найдут какое-то решение. Но поверьте человеку, не знающему, что такое ностальгия, с прошлым надо расставаться легко…