АСТАНА, 4 июл - Sputnik. О путешествиях на "Байконур" корреспондент Sputnik Казахстан поговорила с Кайратом Садвакасовым, который на момент разговора был председателем нацкомпании KazakhTourism.
Кайрат Садвакасов
© Photo : Из личного архива Кайрата Садвакасова
– "Байконур" сам по себе – уникальный турпродукт, сосредоточенный на космическом туризме. Но его можно разделить на три направления: собственно космический туризм – это когда немногочисленные туристы совершают суборбитальные полеты или, как это было раньше, летали на МКС и проводили там время. Такие случаи единичны, но они возможны, - считает он
"Наземный космический туризм – наиболее доступный формат. Это посещение инфраструктуры, наблюдение за запуском ракеты, экскурсии в музеи, знакомство с историей космонавтики и работой космодрома", - рассказал Кайрат Садвакасов.
По сей день одним из самых необычных и редких форматов космического туризма здесь является встреча с космонавтами после их возвращения на Землю. Туристы могут наблюдать посадку капсулы и стать свидетелями момента, когда астронавты снова ступают на твердую землю после длительной миссии на орбите.
Welcome home! (Добро пожаловать домой!) – именно так, по словам организаторов, сказал один из американских туристов, встречая экипаж, вернувшийся с МКС.
"Байконур" круглый год
– Как будет организован туризм между пусками ракет?
– Всем интересно попасть на запуск – это сильное впечатление. Но даже вне запусков космодром живет, и вся остальная инфраструктура работает. Можно увидеть Гагаринский старт, побывать в музее космонавтики, зайти в домик, где ночевал Гагарин перед вылетом, и в дом, где жил Королев, организовавший весь этот процесс.
В этом домике ночевал Юрий Гагарин перед самым первым полетом человека в космос
© Photo : Из личного архива Кайрата Садвакасова
Среди других локаций, названных Садвакасовым - монтажно-заправочные комплексы, ангары с полноразмерными макетами легендарного орбитального корабля "Буран" и ракеты-носителя "Энергия".
Космический корабль "Буран"
© AP Photo / Daniel Roland
"Эти экспонаты – не бутафория. Это реальные макеты, создававшиеся для пилотируемых миссий. После закрытия программы "Буран" они стали частью индустриального наследия и теперь превращаются в полноценный музейный кластер", - сказал Садвакасов.
Кроме того, по его словам, работают сафари-туры – по модели, как в Дубае: огромная территория, можно кататься на велосипедах, электросамокатах, багги.
"Эти продукты уже разработаны, и мы постепенно внедряем их", - добавил Садвакасов.
"Юрьева ночь"
Kazakh Tourism планирует и развитие других форм туризма.
Вывоз ракеты-носителя с ТПК "Союз МС-19" на стартовую площадку
© Sputnik / Рамиль Ситдиков
/ – Образовательный туризм – живая форма обучения. Можно проводить уроки на месте: школьники и студенты могут приехать и изучать, например, космическую инженерию, физику или историю освоения космоса прямо на Байконуре. Подобные форматы уже опробованы – в других регионах школьников привозили к историческим памятникам, где учителя проводили живые уроки на месте событий. Почему бы не перенести такой опыт в космический контекст?
Последние напутствия главного конструктора Сергея Павловича Королева Юрию Гагарину перед стартом. Космодром Байконур, 12 апреля 1961 года
© Sputnik / Alexey Sverdlov
Сейчас здесь планируют развивать ивент-направления – от масштабных фестивалей вроде аналога Burning Man до локальных мероприятий в роде Yuri's Night ("Юрьева ночь", празднуется 12 апреля, в день полёта Юрия Гагарина. Не путать с Юрьевым днём - Sputnik).
– Спортивный туризм – например, ультрамарафоны на экстремальной жаре, используя инфраструктуру космодрома. Есть взлетно-посадочная полоса длиной 4,5 км и шириной 80 метров, где когда-то приземлялся "Буран". Да, она уже не в идеальном состоянии, но ее можно использовать как уникальную площадку для спортивных или массовых мероприятий.
Отдельное внимание организаторы уделяют эзотерическому и писательскому туризму. Для многих Байконур признан местом силы, сюда приезжают за внутренним покоем, перезагрузкой и вдохновением. Это особенно близко художникам, сценаристам, авторам – тем, кто ищет тишину и пространство для творчества.
"Наша цель – наполнить Байконур жизнью круглый год, чтобы турист мог приехать в любое время и найти что-то важное для себя, подчеркнул Садвакасов.
6500 км² тишины
С 2020 года, после начала пандемии, усталость от постоянного информационного давления породила спрос на уединенный тихий отдых, рассказал Кайрат Садвакасов.
– Люди ищут места, где можно перезагрузиться. В этом смысле Байконур – идеальное пространство: 6500 квадратных километров тишины, где только рокот ракеты иногда нарушает спокойствие. Это можно сравнить с отдаленными островами в океане – добраться туда несложно, но эффект уединения невероятный, - поделился он.
"Мир уходит в космос – это реальность. Если 10 лет назад над Илоном Маском могли посмеиваться, сегодня межпланетные перелеты – не фантастика, а дело времени. Мы точно станем свидетелями этого", - считает Кайрат Садвакасов.
Самый узнаваемый космический бренд в мире
Освоение космоса сегодня как никогда актуально. Казахстан может предложить миру особый подход, основанный на нейтральности и способности объединять – космическую дипломатию.
Проверка герметичности скафандров перед стартом космического корабля "Гагарин"
© Sputnik / Абзал Калиев
– Что бы ни происходило на Земле, американец и россиянин продолжают лететь в одной ракете, на одну станцию, и совместно решают, как аккуратно ее затопить – возможно, даже раньше срока. Китайцы совместно с другими странами, в том числе с нами, думают о применении ракет многоразового использования – не тех, что просто сгорают, а тех, которые можно запускать повторно. Идея: доставка грузов в любую точку мира за 20 минут – 10 тонн из Китая, например, заказы с AliExpress – это уже не фантастика, а реальный проект будущего.
"Космодром Байконур был признан брендом планетарного масштаба. Его статус как объекта мирового значения был подтвержден в совместной декларации президентов Токаева и Путина", - добавил он.
"Байконур" – это как Бали, Силиконовая долина и Давос
– Инфраструктура Байконура монументальна. То, что мы обычно видим в новостях, – это лишь ракета на старте. Но за кулисами – гигантские механизмы: держатели, которые раскрываются, как лепестки цветка, вертикализаторы, транспортировочные платформы, подземные пункты управления. Всё это можно увидеть, пройти пешком, - поделился Садвакасов.
Хотя в некоторых местах Байконур и может показаться мрачным, именно эта особая атмосфера делает его уникальным. Контраст между тишиной степи и масштабом сооружений.
"По энергетике Байконур способен соперничать с Бали. В моем восприятии он – смесь Силиконовой долины и Давоса: место силы, технологии и смысла. Здесь не нужны вымышленные легенды – он сам и есть история. За 70 лет здесь произошло столько, что не придумать и в фантазиях", - подчеркнул он.
Однако несмотря на весь потенциал Байконура, именно ракетные запуски до сих пор остаются его главным событием. Вот только проводят их всего 15-20 в год. Даже если число стартов вырастет, космодром все равно будет простаивать большую часть времени. Чтобы заполнить эти дни межпусковым туризмом, важно наладить инфраструктуру – обеспечить стабильную работу кафе, гостиниц и сервисов, полагает эксперт.
Как не умереть по пути на "Байконур"
– Как обеспечивается безопасность туристов на объекте?
– Туда просто так не попасть, за исключением случаев, когда так называемые сталкеры из числа иностранных туристов все-таки проникали. Некоторые, к сожалению, погибли. Читали, наверное, про французского туриста, который погиб от жары. Когда вы находитесь в составе организованной группы, за безопасность отвечает туркомпания, которая продумывает правильный маршрут, транспорт с кондиционером и режим передвижения по территории космодрома.
– Мы были у старта: издалека видно только точку, а потом – ослепительное облако. Внизу есть вода – ее запускают во время старта, чтобы гасить звуковую волну.
Старт ракеты-носителя "Союз-ФГ" с пилотируемым кораблем "Союз МС-11"
© Sputnik / Григорий Сысоев
/ Шум от двигателей, подчеркнул Садвакасов, настолько силен, что способен разрушить бетонные конструкции и даже стать смертельным для человека. Поэтому зона старта остается закрытой для посторонних.
Где жить и чем питаться, когда едешь на "Байконур"
"Байконур" остается прежде всего технологическим объектом. Туристическая инфраструктура здесь только начинает развиваться. "Казахстанский турист на "Байконуре" – явление недавнее, но с большим потенциалом для роста, говорят в нацкомпании.
Виды города Байконур
© Sputnik/ Ляля Лилова
– Если спросить среднестатистического казахстанца, был ли он когда-нибудь на космодроме – большинство ответит "нет" или "только слышал что-то о Байконуре, но не был там". Многие даже не осознают, что "Байконур" – это казахстанская территория.
– Какие изменения планируются в инфраструктуре космодрома для удобства туристов?
– Все отели в городе Байконуре в день запуска забиты под завязку. Их, честно говоря, немного – всего около 14 отелей, включая те, что на площадке. Некоторые в плохом состоянии, другие получше. В итоге поесть негде – кафе переполнены, и люди едят на заправке. Это, конечно, не тот уровень. Поэтому одна из задач нашей концепции – привлечь бизнес, чтобы он либо построил новые гостиницы, либо выкупил старые и реконструировал их.
Тёмный туризм: что привлекает иностранцев
По словам Кайрата Садвакасова, развитие туризма на "Байконуре" требует новых подходов. Сейчас продолжительность большинства туров ограничивается 6-8 днями, однако потенциал для туризма гораздо шире. Чтобы удержать туристов дольше, важно расширять маршруты за пределы космодрома – например, включать в программы поездки в Туркестан, Кызылорду или Аральск.
– Допустим, есть европейские туристы – более искушенные, избалованные путешествиями. Они как раз стремятся попадать в места, где мало кто был. Их интересует не классический отдых, а что-то уникальное, нестандартное, с историей.
"Например, заброшенные корабли в Арале, то, как море превратилось в пустыню, или наоборот – как оно сейчас постепенно восстанавливается. Их интересует, как живет местное население, как оно справляется с последствиями трагедии. Это тоже часть туризма – "темный туризм", как его называют. И, честно говоря, он сейчас популярен", - констатировал Садвакасов.
На основе этого организаторы планируют создать отдельные маршруты на две недели и больше. Для "тонкой" аудитории, например, писателей или художников – форматы уединенных туров продолжительностью в один месяц.
Йога и прыжки с тарзанки на космодроме
– Мы рассматриваем Гагаринский старт как святыню, как уникальную точку, где может сочетаться событийный туризм, эзотерический, ретрит-туризм, спортивный туризм. Много разных локаций позволяют проводить там всё – от прыжков с тарзанки до оздоровительных практик. Можно обустроить йога-центр, соляные пещеры, сделать точку перезагрузки. Главное – чтобы там кипела жизнь.
Как купить тур на "Байконур"?
– Каждый турист, покупая тур, автоматически запускает процесс оформления пропуска. Для граждан Казахстана регистрироваться нужно минимум за 2 недели. Срок получения пропуска – примерно 5-7 дней, с согласованием и со стороны Казахстана, и со стороны России. Для иностранцев срок дольше: до 55 дней минимум. Мы работаем над тем, чтобы ускорить процесс, но пока ориентируемся на эти цифры.
Космодром "Байконур"
© Sputnik/Ляля Лилова
По словам организаторов, такие поездки спонтанными не бывают – обычно их планируют за месяц, два или даже за полгода. Потому и времени для оформления всех необходимых документов вполне достаточно.
Сколько стоит поездка на "Байконур"
– Цены туров на день запуска стартуют от 150 000 тенге с человека, финальная стоимость зависит от программы и продолжительности.
Межпусковые туры – на 50 тысяч тенге дешевле. Однако и их стоимость определяется выбором локаций.
Как добраться до "Байконура"
– Казахстанские туристы прибывают, как правило, через Кызылорду, а иностранцы – чаще с российскими туркомпаниями. Если это будет специальный рейс, он может приземлиться прямо в городе Байконуре – там есть аэропорт, он называется "Крайний". Мы также рассматриваем возможность использовать этот аэропорт для казахстанских авиакомпаний, когда пойдет стабильный турпоток. Как только появится спрос, думаю, местные авиакомпании тоже заинтересуются рейсами в Байконур, потому что там целый город, а рядом – поселок Торетам.
Поселок Торетам
© Sputnik / Абзал Калиев
Путь до ближайшего гражданского аэропорта занимает около трех часов, поэтому прямые рейсы значительно упростят логистику для туристов.
"Решение об открытии аэропорта "Крайний" уже принято. Сейчас определяется, кто и на каких условиях будет его использовать. Всё это напрямую зависит от турпотока, а турпоток – от того, насколько грамотно мы выстроим маркетинг, брендинг и туристические продукты", - подчеркнул Садвакасов.
Казахстан и Россия развивают туризм на Байконуре
– Как выстроено сотрудничество с российской стороной по приему туристов?
– Совместными усилиями Казахстана и России создаются условия. Мы уверены, что бизнес подтянется, ведь это удобная точка, чтобы местные жители могли предлагать свои услуги и зарабатывать. Туризм – это реальные деньги. Особенно внутренний туризм, когда казахстанцы приезжают и оставляют средства в регионе.
Международная космическая станция (МКС) движется по прямой линии по небу слева направо по своей орбите над колесом обозрения на космодроме Байконур
© AP Photo / Dmitri Lovetsky
Сотрудничество между станами в вопросах использования "Байконура", по словам Садвакасова, выстроено давно – на основе межправительственного соглашения от 1994 года. Этот документ регулирует порядок взаимодействия сторон - и в туристической сфере тоже.
– Порядок, в том числе режим на этой территории, регулируется: ежегодно собирается межведомственная группа, которая рассматривает изменения и вносит корректировки. В этом плане всё организовано и работает.
Сейчас взаимодействие продолжается по двум ключевым направлениям: оформление пропусков и допуск к объектам, находящимся в аренде у российской стороны. При этом многие популярные площадки уже выведены из аренды или вопрос их передачи Казахстану активно обсуждается. Одним из таких объектов стал и символ "Байконура" – Гагаринский старт.
Тестовый старт "Союза" по проекту "Байтерек"
25 декабря на "Байконуре" запланирован первый пуск новой ракеты-носителя "Союз-5" в рамках проекта "Байтерек". Это совместный проект Казахстана и России по созданию экологически безопасного космического комплекса на базе модернизированного стартового комплекса "Зенит".
– Космонавты проговорились, что оба государства – и Россия, и Казахстан – ожидают этот запуск, и предполагается присутствие Токаева и Путина, - подчеркнул Садвакасов.
Не вредно ли присутствовать на запуске ракеты
– Туристы приезжают даже из США. На прошлом запуске американец отправился в космос, и люди из Калифорнии прилетели его поддержать. Я с ними в очереди разговаривал. Вы же знаете, как они щепетильно относятся к безопасности. Если бы была хоть малейшая угроза – никто бы не прилетел. Тем более, гептил сейчас не используют, так что все максимально экологично. Люди ведь едут в Чернобыль, в Фукусиму, в Курчатов – и никто не боится.
Рекордные 8000 туристов
– Много ли иностранцев хотят попасть на Байконур? Из каких стран приезжают чаще всего?
– Интерес к Байконуру со стороны зарубежных туристов стабильно растет. Наибольшее количество запросов поступает из России, - рассказал Садвакасов.
Люди наблюдают за запуском с Байконура ракеты-носителя "Союз-ФГ" с кораблем "Союз МС-15"
© AP Photo / Dmitri Lovetsky
Прослеживается и одна любопытная деталь: туристический поток часто напрямую зависит от того, представитель какой страны отправляется в космос, отметил он. На запуск, приуроченный к Наурызу в 2024 году, что позже перенесли, ожидалось большое количество гостей из Беларуси – из-за участия белорусской женщины-космонавта в миссии.
– В этот раз в полет отправлялся американец, и, соответственно, было много гостей из США. На одном из недавних запусков называлась цифра в 8000 туристов, но позже официально упомянули 2500 или 3000 – что тоже рекорд. Лично наблюдали, как после старта автомобили выстраивались в "змею", всё было забито: ни перекусить, ни остановиться – ажиотаж огромный.
Набеги "дикарей"
Случаи с так называемыми "дикими" туристами по-прежнему имеют место. Один из самых трагичных – гибель французского путешественника, который попытался пройти к "Байконуру" пешком через степь. Он преодолел почти 30 км под палящим солнцем и не справился с экстремальными условиями кызылординского лета.
"Байконур" – это огромная территория примерно с 6000 объектов. При этом у космодрома нет сплошного забора, и формально попасть на него можно только через контрольно-пропускной пункт №7. Однако некоторые туристы бросают машины в степи и идут пешком, не осознавая, насколько это опасно. Официальные данные свидетельствуют, что практически ежедневно задерживают одного-двух нарушителей. Их документы фиксируют, показывают в отчетах – это уже устоявшаяся практика.
– Какие у компании планы на будущее Байконура?
– Если говорить о маркетинговой задаче, то с пусками проблем нет – все занято, все битком. Наша цель – межпусковой период.
"Гагаринский старт" уже официально перешел в юрисдикцию Казахстана. В ближайшие 2-3 недели начнется подготовка инфраструктуры для приема туристов, отметил Садвакасов.
В качестве ориентира рассматривается опыт Астаны: по данным KazakhTourism, иностранные туристы тратят в среднем от $200 до $300 в день.
– Если перенести эту модель на Байконур, при прогнозируемых 10 тысячах туристов до конца года – это около $2 млн, которые могут поступить в экономику региона уже в ближайшие месяцы. Причем примерно половину этой суммы можно привлечь вне пускового сезона.