Причина большинства автокатастроф в Казахстане – плохое качество трассы

ДТП в Уральске
С 2022 по 2024 год на автодорогах международного и республиканского значения погиб 1121 человек – эти цифры прозвучали на заседании Республиканского антикоррупционного совета при партии Amanat.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
АСТАНА, 17 фев — Sputnik. С 2022 по 2024 год на автодорогах международного и республиканского значения погиб 1121 человек. Есть мнение, что в большинстве автоаварий есть доля вины автодорожников.
Заседание Республиканского антикоррупционного совета при партии Amanat
Заседание Республиканского антикоррупционного совета при партии Amanat
Об этом было заявлено на заседании Республиканского антикоррупционного совета при партии Amanat. Депутаты парламента Казахстана, принявшие участие в дискуссии, отличались активностью в критике деятельности дорожных строителей.
Заседание Республиканского антикоррупционного совета при партии Amanat
Заседание Республиканского антикоррупционного совета при партии Amanat
"Мы привлекаем кредиты от крупных международных фондов, чтобы строить дороги. В свое время эту проблему можно было решить и без займов. В конечном счете возвращать эти средства придется за счет налогоплательщиков, то есть из государственного бюджета. В связи с этим крайне важно, чтобы общество имело возможность четко контролировать, куда и как расходуются деньги, выделенные на дорожное строительство. Да, дороги строятся, но в регионах, особенно в Актюбинской и Атырауской областях, существует множество проблем, связанных с их качеством", – заявил председатель совета, депутат Мажилиса Ерлан Саиров.
Он указал на недопустимость хищений бюджетных средств, выделяемых на строительство дорог.
Секретарь партии Amanat Ержан Жылкыбаев отметил, что данные о дорожном строительстве и качестве дорог остаются закрытыми для широкой общественности.
Заседание Республиканского антикоррупционного совета при партии Amanat
"Ежегодно в стране строятся дороги и мосты республиканского и регионального значения, продолжается реализация крупных инфраструктурных проектов. Однако, к сожалению, работа по информированию населения о выполненных или текущих проектах по-прежнему оставляет желать лучшего. Например, в прошлом году дорожное покрытие на трассе "Доссор-Кульсары-Актау" было снято, но с тех пор никаких ремонтных работ не проводилось. Людям не была предоставлена четкая информация о причинах задержек, о сроках выделения средств и завершения работ. Хотя все эти сведения должны быть доступны", – заявил Ержан Жылкыбаев.
Свое мнение высказал и депутат маслихата Атырауской области Арман Хайруллин. По его словам, жители региона крайне недовольны состоянием дорог.
"Весенние паводки нанесли серьезный ущерб дорожному полотну. К примеру, трасса "Кульсары-Доссор-Актау" находится в удручающем состоянии. С момента наводнения прошло уже более полугода, но дорога так и не была восстановлена. Особенно критическая ситуация на 15-километровом участке перед въездом в Кульсары – покрытие там полностью разрушено. Кроме того, на 7-километровом отрезке трассы дорожное полотно было снято, но новый слой асфальта до сих пор не уложен. В результате аварии на этом участке происходят ежедневно, создавая угрозу жизни водителей и пассажиров. Однако "КазАвтоЖол" не спешит с ремонтом", – констатировал депутат.
Практически все участники заседания отметили, что автодорожная отрасль известная своими коррупционными схемами.
"С 2022 по 2024 годы в деятельности "КазАвтоЖол" и его территориальных подразделений было выявлено шесть фактов коррупционных правонарушений. В результате расследования по двум делам вынесены судебные приговоры: в прошлом году заместитель директора Жамбылского областного филиала "КазАвтоЖол" и эксперт технического надзора ТОО "Алматы Сапа Инжиниринг" были приговорены к лишению свободы. Также к уголовной ответственности был привлечен председатель правления "КазАвтоЖол", нанесший государству ущерб в особо крупном размере", - указал депутат парламента Кайрат Балабиев.
Он также представил статистику выявленных преступлений внутри "КазАвтоЖол". За прошлый год: взяточничество увеличилось на 58%; хищения на 28%; злоупотребление служебными полномочиями – на 8%.
Заседание Республиканского антикоррупционного совета при партии Amanat
Кроме того, Национальный центр качества дорожных активов при министерстве транспорта Казахстана в 2024 году провел более 5 тысяч инспекционных проверок и отобрал 13,7 тысячи образцов дорожных материалов. 15% (то есть около двух тысяч образцов) не соответствовали стандартам и были сняты с производства. Также было выявлено свыше 3,3 тысяч нарушений технологического процесса и дефектов в дорожном строительстве.
Согласно данным Комитета по правовой статистике и специальному учету Генеральной прокуратуры, за 2022–2024 годы на участках международных и республиканских трасс с дорожными дефектами зарегистрировано 3668 ДТП. В результате этих аварий погиб 1121 человек, а еще 4402 получили ранения.
На $300 тысяч оштрафовали экспертов автодорожного технадзора