АСТАНА, 9 фев — Sputnik. Национальный железнодорожный перевозчик "Казахстан темир жолы (Казахстанские железные дороги)" выписал ряд запретов на оформление грузовых вагонов по ряду станций до конца февраля.
Об этом сообщает аграрное агентство "АПК Новости".
В частности, вынесен запрет на поставку грузовых вагонов на станцию Костанай. Конкретно, запрещена "переадресовка порожних собственных и арендованных крытых вагонов со всех станций Казахстана назначением на станцию Костанай с 01 по 28 февраля 2025 года в адрес всех грузополучателей".
Причиной ограничения назвали массовое скопление порожних крытых вагонов на станции Костанай. Сообщается, что на путях скопилось 820 вагонов. На подходе еще свыше 450 крытых вагонов, в том числе два временно отставленных поезда.

Скопившиеся порожние вагоны вынудили КТЖ закрыть грузовое движение
© Photo : Пресс-служба "Казахстан Темир Жолы"
Ситуацию на Алматинском железнодорожном узле владельцы грузов назвали "критической". До 28 февраля введен запрет "на оформление и переадресовку порожних собственных, арендованных крытых вагонов, универсальных платформ, полувагонов, цистерн, фитинговых платформ, зерновозов, цементовозов назначением на станции Аксенгер, Алматы-1, Алматы-2, Байсерке, Бурундай, Жетыген, Жеты-Су, Илийская, Кайрат, Медеу, Чемолган".
Ограничение введено в связи "с сохраняющейся критической ситуацией по сверхнормативному наличию местного груза и порожних вагонов по станциям Аксенгер, Алматы-1,2, Байсерке, Бурундай, Жетыген, Жеты-Су, Илийская, Кайрат, Медеу, Чемолган, что негативно влияет на поездную ситуацию Алматинского узла"
Также введен запрет на оформление и переадресовку порожних собственных, арендованных крытых, полувагонов и вагон цистерн всех форм собственности со всех станций Казахстана назначением на станцию Достык с 01 по 28 февраля. Этот запрет введен в связи со строительством вторых путей на участке Мойынты – Актогай - Достык, а также наличием двух временно отставленных от движения поездов и избыточным количеством собственных, арендованных порожних на станции Достык.
"Ситуация с экспортом в Китай также остается напряженной. Согласно документу КТЖ, приказано запретить прием к перевозке всех грузов и порожних собственных, арендованных вагонов со станции Достык, Достык (эксп) на станцию Алтынколь, Алтынколь (эксп) и обратно со станции Алтынколь, Алтынколь (эксп) на станцию Достык, Достык (эксп) в адрес всех грузополучателей с 01 по 28 февраля. Причина - сохраняющаяся критическая ситуация со скоплением груженых и порожних вагонов на пограничных станциях Достык и Алтынколь, наличием временно отставленных от движения поездов порожними вагонами в направлении Достык и Алтынколь, что приводит к неэффективному использованию пропускных способностей участков, ограничению в приеме импортных грузов и сдаче экспортных грузов в КНР", - отмечают эксперты.
Напомним, что 28 января "Российские железные дороги" разослали факсограмму, в которой сообщалось о введении с 2 февраля запрета на прием всех порожних вагонов, следующих на сеть РЖД из сопредельных государств. Запрет "не касается вагонов российской приписки, которые возвращаются из-за рубежа в порожнем состоянии, а также вагонов, следующих транзитом".
По мнению заместителя председателя Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС) Дениса Семёнкина, решение РЖД - это ответ на действия коллег из Казахстана. В декабре "КТЖ" (Қазақстан темір жолы) запретили подсыл всех порожних вагонов под погрузку в Казахстан. По сути, мера коснулась прежде всего российских операторов, которые раньше свободно приезжали в Казахстан под погрузку и уезжали в Россию, экономя деньги на порожнем пробеге.
"Это симметричные меры по защите российского парка. Не первый раз казахстанская сторона ограничивает вагоны российских операторов. Теперь они получают симметричные ограничения, зеркальные со стороны РФ ... ограничения, думаю, будут действовать строго до тех пор, пока казахи не отменят зеркально по отношению россиян подобные ограничения", — заявил Семёнкин изданию Vgudok.
Чуть позже ситуацию прокомментировал начальник центральной дирекции по управлению движением РЖД (ЦД) Михаил Глазков.
"Мы сегодня владеем тем парком вагонов, который способен обеспечить погрузку в полном объеме. Если мы увидим, что какого-то рода подвижного состава нам будет не хватать и он и есть у нашего соседа, то в исключительных случаях мы будем допускать этот подвижной состав на пути России", – пояснил представитель российской железнодорожной администрации.
По словам Михаила Глазкова, мера в первую очередь направлена на то, чтобы максимально использовать подвижной состав российских операторов.
"Сегодня при работе на лимитирующих направлениях мы руководствуемся, прежде всего, интересами Российской Федерации", – отметил он.
В числе всех иных причин наиболее явной эксперты считают затянувшееся празднование Нового Года в Китае и, как следствие, стремление железнодорожников избежать дополнительных пробок на погранпереходах.