АЛМАТЫ, 23 дек — Sputnik. Новый год стал универсальным праздником, который объединяет людей разной веры ожиданием чуда. Но каково отношение представителей конфессий к символам и обрядам Нового года?
Отношение ислама: уважение традиций с учетом канонов
Ислам, как правило, не поощряет участие мусульман в праздниках, происходящих из традиций других религий. Ставить новогоднюю ёлку, например, не рекомендуется. Однако это не означает осуждение тех, кто решил нарядить дерево дома.
Исламовед Абдусамат Касым отмечал, что любые запреты в религии должны внедряться постепенно, согласно принципу "ат-тадарудж", что переводится как "постепенность". Он напоминал, что даже запрет на употребление алкоголя или отмена рабовладения в истории ислама происходили не сразу, а в процессе адаптации общества к новым нормам.
Таким образом, мусульманам рекомендуется с уважением относиться к традициям другой веры.
Христианская точка зрения: сказка как часть культуры
Среди православных священников нет единого мнения относительно Нового года и его символов. Многие считают, что сказочные персонажи, такие как Дед Мороз, могут быть полезными для детей.
Настоятель храма Святого Архистратига Божия Михаила (г. Жуковский) иерей Алексей Агапов подчеркивал, что сказка — это часть живого фольклора, который существует в каждой культуре. Он призывает не разрушать традиции, которые стали частью национальной культуры, а бережно относиться к ним.
Иерей Александр Лаврухин, директор православной школы в Москве, поддерживает эту точку зрения. Он считает, что Дед Мороз может быть элементом детских праздников, но не должен смешиваться с религиозной истиной, чтобы избежать путаницы между сказкой и духовными ценностями.
Древняя ёлка и советские реформы
Образ Деда Мороза часто ассоциируют с Николаем Чудотворцем, хотя это лишь отчасти правда. В западной традиции Николая связывают с Санта-Клаусом, его красный костюм — отсылка к кардинальской мантии, а посох и митра отражают архиерейские атрибуты святого.
Однако современный Дед Мороз в советское время был преобразован в светского персонажа с элементами языческих традиций. Как рассказывал иерей Александр Ермолин, изначально ёлка была атрибутом Рождества, но в 1930-х годах её перенесли в Новый год.
Эта реформа позволила сохранить традицию украшения ёлки, но лишила её религиозного подтекста. Дед Мороз стал "альтернативой" святому Николаю, чтобы заменить духовные элементы праздника на светские.
Суть праздника
Несмотря на различия в интерпретации символов, главное в праздновании Нового года — это вера в добро, сказка и радость. Дети, для которых Новый год остается временем чудес, объединяют все конфессии вокруг важного: необходимости сохранять тепло и любовь в семье.
Так, новогодние традиции, будь то ёлка или Дед Мороз, становятся не просто культурным элементом, но символом объединения, который учит добру и терпимости.